Что такое сенсомоторная коррекция

Это направление было разработано нами для детей с полутора лет с подозрением на сенсомоторную алалию, аутизм. Поставить точный диагноз в таком раннем возрасте очень сложно. Но, подозрение на то, что ребёнок не понимает речь, как‑то странно себя ведёт, у родителей и у специалистов может быть. Что может насторожить: ребёнок не отзывается на имя, не показывает пальчиком, имеет повторяющееся поведение (взмахи руками, подпрыгивание, выстраивание предметов в ряд, кружение и т.п.), не выполняет инструкций, не различает частей тела, игра не соответствует возрасту, не говорит, нет совместного внимания.

Что включает в себя сенсомоторная коррекция?

1

Кинезотерапия

Кинезотерапия важнейшее, базовое направление работы в случае РАС, ЗПРР, органических и хромосомных нарушениях развития. Это воздействие на телесную чувствительность для получения адаптивного ответа. Кинезотерапия нужна для повышения физического и психического тонуса организма ребёнка.

2

Продуктивная деятельность

Взаимодействие с различными материалами, такими как вода, крупы, каштаны, шишки, пена для бритья, тесто и др. Такая работа стимулирует тактильную чувствительность, развивают моторное планирование, внимание, мышление, произвольность.
Сенсорная игра лежит в основе предметной и сюжетной. В случае задержки или нарушении формирования этапов игры мы начинаем с продуктивной деятельности и затем, постепенно, выходим на более сложный вид игры, то есть помогаем выйти на игру по возрасту.

3

Сенсорная интеграция

В большинстве случаев занятия проходят в зале с подвесным оборудованием: гамак, платформа, качели для стимуляции вестибулярной системы, лежащей в основе пирамиды сенсомоторного развития человека.
Сенсорная интеграция подразумевает комплексное воздействие на несколько сенсорных систем: зрительную, вестибулярную, проприоцептивную, слуховую, зрительную, тактильную.

Ребёнок в утяжелённом жилете, находясь, например, на подвесной платформе, достаёт из коробки с каштанами маленькие игрушки и забрасывает их в корзинку, которую держит педагог. Таким образом, происходит интеграция вестибулярной, тактильной, проприоцептивной и зрительной систем.

4

Упражнения на моторное планирование

Ребёнка учат рвать бумагу разной плотности, откручивать крышки бутылок и банок, открывать и закрывать коробки, ломать спагетти или тонкие прутики, отрывать кусочки теста, нажимать на кнопки музыкальных игрушек, забивать гвоздики деревянным молоточком, надевать шапку и тд.

Во всех этих упражнениях, в начале производимых с помощью педагога, ребёнок учится правильному захвату, нажиму, происходит тренировка зрительно-моторной координации.

5

Упражнения для формирования произвольного внимания

Для многих детей с нарушениями психофизического развития игра, игрушки не представляют особого интереса. Начав собирать пирамидку и надев одно-два кольца, ребёнок бросает это занятие. Начав строить башню из кубиков и поставив один кубик на другой, ребёнок уходит, не закончив постройку.

На занятиях мы тренируем внимание, произвольность ребёнка, добиваемся с помощью методов АВА терапии увеличения продолжительности взаимодействия с предметами, называется это «удержание программы действий».

6

Упражнения на зрительно-моторную координацию

Такие упражнения стимулируют произвольное внимание, саморегуляцию, межполушарное взаимодействие, активность работы мозга в целом. Мы учим ребёнка следить глазами за движением предмета, координировать руку и глаз. Используем мячики разного размера и цвета, звучащие и мигающие игрушки, машинки, каталки.

В каких случаях ребёнку рекомендуется сенсомоторная коррекция?

01

При подозрении на аутизм

Мы работаем с детьми с 1,5 лет. В таком возрасте трудно поставить точный диагноз, поэтому мы работаем на опережение, чтобы начать реабилитацию как можно раньше.

02

Для детей с ДЦП, недоношенных, с нарушением слуха и зрения, общей задержкой развития

Упражнения включаются в комплекс реабилитационной программы. Наши специалисты помогут ребёнку улучшить свои навыки слухового и зрительного восприятия, внимания, моторного планирования, игровые навыки и подготовят базу для становления речи.

03

Ребёнок не отзывается на своё имя

Если по заключению врача слух у ребенка в норме, возможно, имеются проблемы слуховым распознаванием речи, что впоследствии будет мешать ему заговорить.

04

Отсутствие указательного жеста

Ребёнок не показывает пальцем для привлечения внимания взрослого к предмету или явлению.
Указательный жест в норме появляется до года и двух месяцев. Отсутствие указательного жеста является одним из главных симптомов нарушения развития ребёнка.

05

Задержка в развитии игровых навыков

Ребёнок после 1.5–2х лет не использует предметы по назначению, а грызёт, жуёт, трясёт, бросает их. Ребёнка сложно увлечь игрой, ему, как будто, это не интересно. Увлечь может не игровой предмет, например, нитка, крышка от банки. Ели такой предмет пропадает из зоны видимости ребёнка, он будет искать его, кричать, пока его не вернут ему.

06

Отсутствие навыков самостоятельности

Ребёнок не ест ложкой, в некоторых случаях, даже не берет её в руки; отказывается пить из чашки, пьёт только из поильника; не пользуется горшком или унитазом даже после 3–4 лет; не одевается и не раздевается сам.
Все эти признаки являются следствием нарушения обработки сенсорной интеграции, нарушением моторного планирования, праксиса.

Вопрос — Ответ

Кто проводит занятия по сенсомоторной коррекции?

Все наши сотрудники, логопеды-дефектологи, психологи, нейропсихологи проходили единое обучение, поэтому такие занятия может проводить любой из этих специалистов.

Можно ли присутствовать родителям на занятиях?

Да, можно и даже необходимо. Мы обучаем родителей кинезотерапии, показываем, как правильно проводить те или иные упражнения, объясняем, на что направлено каждое из них. Только совместная работа специалиста и родителей даёт положительный результат.

Ребёнок родился с весом меньше килограмма. Сейчас ему 3 года. Речи нет, понимание бытовое, в игрушки не играет, все разбрасывает, на имя отзывается не всегда, в туалет не просится. Нам нужна сенсомоторная коррекция или занятия с логопедом?

Да, именно сенсомоторная коррекция. Для логопедической работы нужно подготовить базу. Вероятнее всего,
что из-за недоношенности ребёнок имеет задержку в развитии многих функций, а именно, произвольность, понимание речи и речь, развитие игры, социальные навыки, поэтому, нужно сначала восполнить, насколько возможно, базовые функции, лежащие в основе речи.