Дизартрия

Дизартрия

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Нарушения звукопроизношения при дизартирии проявляются в разной степени и зависят от тяжести поражения ЦНС во внутриутробный период и в период родов (гипоксия, асфиксия, родовая травма, влияние неблагоприятных факторов во время беременности).

Общие сведения

У детей, как правило, диагностируется смешанный характер нарушения с сочетанием различных клинических синдромов, так как при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение носит распространенный характер. Поражение мозговых структур необходимых для управления двигательными механизмами речи может способствовать задержке созревания и нарушению других. В связи с этим дизартрия у детей часто сочетается с ЗРР, ОНР, алалией.
У детей с дизартрией, как правило, наблюдаются двигательные и эмоционально волевые нарушения.
Система коррекционного воздействия при дизартрии носит комплексный характер и включает: логопедический массаж, коррекцию звукопроизношения, формирование навыков звуко буквенного анализа, развитие лексико-грамматической стороны речи, структуры связного высказывания, логоритмику, медикаментозное лечение, массаж, ЛФК.

Причины

Причиной дизартрии является нарушение иннервации органов артикуляции, параличи и парезы речевой мускулатуры.

Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

  • Токсикозы беременности
  • Гипоксия плода
  • Резус-конфликт
  • Хронические соматические заболевания матери
  • Патологическое течение родов
  • Родовые травмы
  • Асфиксия при рождении
  • Желтуха новорожденных
  • Недоношенность и др.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

  • Нейроинфекций (менингита, энцефалита)
  • Отита среднего уха
  • Гидроцефалии
  • Черепно-мозговой травмы

Симптомы

Речь детей с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Диагностика

Диагностику нарушения проводят логопед и невролог. Эти же специалисты ведут ребёнка и составляют программу реабилитации.

Логопедическое тестирование

Специалист проверяет наличие речевых и неречевых дефектов. Оценка неречевых нарушений включает в себя обследование фонематического слуха, общей и мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия, мимической мускулатуры, артикуляционной моторики, ритма. При оценке звукопроизношения логопед отмечает характер нарушений произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение), просодики, качество словаря и грамматики.

Неврологическое обследование

Для более точной постановки диагноза необходимы заключения невролога с подробным анализом результатов магнитно-резонансной томографии (МРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ), указанием локализации поражения мозга и анализом функционирования всех мозговых структур. Также имеют важное значение заключения отоларинголога о состоянии слуха, психотерапевта о состоянии высших психических функций.

По результатам исследований врачи проводят дифференциальную диагностику дизартрии с моторной алалией и дислалией.

Коррекция

Работа по коррекции дизартрии проводится в комплексе с медикаментозным лечением и процедурами по общей реабилитации, назначенными неврологом: лечебная и адаптивная физкультура, сенсорная интеграция, массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебные ванны, иглорефлексотерапия


Логопед работает с ребенком с дизартрией в следующих направлениях:

  • Моторика артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения, логомассаж);
  • Развитие общей и мелкой моторики, праксиса;
  • Развитие речевого дыхание;
  • Коррекция речевого и фонематического слуха;
  • Устранение нарушений звукопроизношения;
  • Коррекция грамматического строя речи при проявлениях ОНР
  • Формирование навыков звуко-буквенного анализа, обучение чтению и письму, профилактиа дисграфии и дислексии.  

Для успешности коррекции дизартрии необходимо уделять большое внимание не только коррекции звукопроизношения, но и работе с общей моторикой, тонусом и ритмом. Многие дети с дизартрией неловкие, неуклюжие, с трудом стоят на одной ноге, плохо прыгают, не умеют вырезать ножницами, неправильно держат карандаш, не умеют рисовать, лепить, не могут поймать мяч или стучать мячом об пол. Все эти моторные навыки требуют коррекции!
Мозг управляет не только мышцами артикуляционного аппарата, но и крупными мышцами, поэтому уделяя внимание развитию крупной моторики, мы влияем и на мелкие, артикуляционные мышцы. Родители сами могут заниматься перечисленными упражнениями. Это очень поможет в логопедической работе.

Прогноз и профилактика

Успешность коррекции дизартрии зависит от грамотной работы логопеда и невролога, индивидуальных способностей ребёнка, тяжестью нарушения, временем начала занятий.
Работа по коррекции нарушения длительная, занимает не один год, поэтому начинать занятия нужно как можно раньше. С 3.5-4х лет нужно начинать занятия с логопедом.

Как мы работаем с детьми с дизартрией в нашем центре

01

Логопедический массаж

В случаи с дизартирей логопед обязательно проводит логопедический массаж. Без нормализации тонуса артикуляционных мышц постановка звуков не эффективна.

02

Комплексная работа

Коррекция звукопроизношения, формирование звуко-буквенного анализа, развитие лексико-грамматической стороны речи и структуры связного высказывания.

03

Нейрокоррекция

В процессе занятий ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг, у него развивается зрительно-моторная координация «глаз-рука». Это поможет ему в развитии навыков письма и чтения.

04

Раннее начало

Мы начинаем работу с детьми с дизартрией уже с 3-х лет. С помощью логопедического массажа возможно значительно улучшить состояние мышц артикуляционного аппарата, что скажется на чистоте произнесения звуков. С детьми до 5 лет логопед корректирует звуки раннего онтогенеза, а с 5 лет остальные, если они нарушены.

Отзывы родителей мотивируют нас работать ещё лучше!

О
Оксана Сидорова
5 Декабря 2022

Мария Аркадьевна Никитина отличный специалист. Прогресс по обучению на лицо! Моим детям нравится у нее заниматься и часто спрашивает, когда будет следующее занятие! Особенно, нравится младшему (3,5 года)

Е
Екатерина Гребнева
4 Декабря 2023

Ходим заниматься в центр на касимовском шоссе 57,очень нравится.Обратились за помощью по запуску речи,сыну на тот момент было 2,8. Педагог у нас Ирина Кошелева.Просто замечательная!Сын в восторге,идет на занятия с радостью!🥹Ну и я,соответственно,тоже.Прогресс ощутимый,сын начал стараться говорить,складывать слова во фразы и предложения.Спасибо центру🤍

Л
Любовь Кудашева
7 Декабря 2023

Хочу сказать огромное спасибо Марии Валерьевне. Это профессионал с большой буквы! Занимаемся год в этом центре, ребенок с удовольствием ходит на занятия и ждёт их. Пришли мы с задержкой речи и сейчас у нас огромный прогресс, который отметил и наш невролог. Занятия разнообразные и эффективные! А Мария Валерьевна очень отзывчивый и чуткий специалист!!! Спасибо большое ❤️

Е
Екатерина Блохова
25 Декабря 2023

Занимаемся с Надеждой (Интернациональная, 18) с февраля прошлого года. Сначала ставили звуки, которые ребенок не мог нормально произносить: р/л/ш/щ/ч и др. В июле завершили курс. Т.е. за 6 мес Надежда научила моего сына правильному произношению звуков. Сейчас продолжаем ходить к Надежде, занимаясь подготовкой к школе. За 2 мес она научила моего сына читать слова! Плавно переходим к предложениям. Спасибо большое центру М.Черняк и лично нашей любимой Надежде!!! Это самый лучший педагог и друг моего Захарки!!

Я
Яна Андриянова
22 Декабря 2023

Добрый день! После консультации невролога моей дочке в 3,5 года были назначены занятия с логопедом для запуска речи) я по отзывам нашла ваш центр и не ошиблась! Мы попали к потрясающему специалисту Лилии Лопатиной. За почти пол года занятий, словарный запас дочки заметно расширился, она строит сложные предложения и рассказывает что с ней происходило в саду 😀 на занятия бежит с удовольствием. Огромное спасибо нашему преподавателю Лилит Владимировне за грамотный подход, интересные занятия и налаживание контакте с ребёнком 👏🏽👏🏽👏🏽

A
Almira Gilyazova
26 Ноября 2023

Хочется всем педагогам центра на Касимовском шоссе 15 к.2 сказать огромное спасибо за их труд, самоотдачу и терпение. Мы занимаемся с 5ти лет и жалеем что не узнали раньше про центр. До занятий у нас отсутствовал зрительный контакт, сейчас мы смотрим в глаза. Поначалу Ярославу заниматься не очень нравилось, быстро терял интерес и переключался, сейчас ходит с большим удовольствием и стал более усидчивым. Появилась обращённая речь, просьбы, улучшилось понимание. Улучшилось поведение. Словарный запас расширяется с каждый днем и все это благодаря педагогам, которые работают сообща и нацелены на результат. Спасибо большое нашим волшебницам!!! Любови Зотовой, Светлане Исаковой, Ольге Кузнецовой, Юлии Ериковой, Наталье Рогозиной, Александре Стрюковой, Мадине Слобода

ВСЕ ОТЗЫВЫ