Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
СДВГ является одним из наиболее распространенных нарушений нервно-психического развития в детском возрасте. Обычно оно впервые диагностируется в детстве и часто сохраняется и во взрослом возрасте. Дети с СДВГ могут иметь проблемы с концентрацией внимания, прогнозированием результата деятельности, быть чрезмерно активными.
Общие сведения
Многие дети могут испытывать трудности с сидением на месте, ожиданием своей очереди, концентрацией внимания, суетливостью и импульсивностью. Однако дети с СДВГ, отличаются тем, что их симптомы гиперактивности, импульсивности, организованности и/или невнимательности заметно сильнее, чем ожидалось для их возраста или уровня развития. Эти симптомы приводят к значительным трудностям и вызывают проблемы дома, в школе или на работе, а также в отношениях. Наблюдаемые симптомы не являются результатом непослушания человека или его неспособности понять задания или
инструкции.
Существует три основных типа СДВГ:
- СДВГ с преобладанием дефицита внимания;
- СДВГ с преобладанием гиперактивности;
- Смешанный вариант.
СДВГ с преобладанием дефицита внимания
Невнимательность означает проблемы с концентрацией внимания и организованностью Человеку трудно организовать или завершить задачу, обратить внимание на детали или следовать инструкциям или разговорам. Человек легко отвлекается или забывает детали распорядка дня.
СДВГ с преобладанием гиперактивности
Трудно долго сидеть неподвижно (например, во время еды или во время выполнения домашнего задания). Маленькие дети могут постоянно бегать, прыгать или лазить. Человек чувствует беспокойство и имеет проблемы с импульсивностью, может часто перебивать других, отбирать у людей вещи или говорить в неподходящее время. Человеку трудно дождаться своей очереди или выслушать указания. У человека с импульсивностью может быть больше несчастных случаев и травм, чем у других.
Смешанный вариант
Симптомы двух вышеуказанных типов присутствуют у человека в равной степени.
Симптомы СДВГ
Гиперактивность
Нарушение внимания — трудно сосредоточиться и поддерживать концентрацию внимания в течение времени, характерного возрасту, не получается абстрагироваться от воздействия различных раздражителей внешней среды;
Лёгкие неврологические нарушения — подергивание мышц лица, дрожание пальцев рук (тремор), непроизвольные сокращения мышц (гиперкинезы), нарушение координации движений и сухожильных рефлексов, изменение ассоциативных движений;
Эмоциональная лабильность — частые смены настроения, повышенная раздражительность, тревожность, чувство страха, повышенная плаксивость, беспокойство;
Нарушение восприятия — чаще всего поражается зрительный анализатор, дети не могут обвести контуры рисунка, нарисовать предметы, различать размеры и направления, плохо ориентируются в пространстве, не могут отличить часть от целого, неправильно читают буквы, на слух плохо различают отдельные согласные звуки, неверно воспроизводят ритм;
Повышенная импульсивность
Повышенная утомляемость (психическая и физическая);
Нарушения речи и произношения
Нарушения, сопутствующие СДВГ:
- невротические привычки — обкусывание ногтей (онихофагия), сосание большого пальца, многочисленные стереотипные движения (кивание головой, наклоны туловища, постоянное сжимание пальцев и т. п.). Всё это свидетельствует о состоянии внутреннего напряжения;
- нарушение сна с первых дней после рождения ребёнка. Нарушается ритма сна — сонливость днём и бодрствование ночью, в более старшем возрасте — позднее засыпание с тяжёлым подъёмом утром;
- боязливость;
- повышенная психическая утомляемость, которая проявляется как быстрая усталость и частые головные боли;
- нарушение аппетита;
- навязчивые тики — в большинстве случаев возникают на лице, но иногда на туловище и шее;
- заикание.
Причины СДВГ
Ученые изучают причины и факторы риска, пытаясь найти лучшие способы управления и снижения шансов развития у человека СДВГ. Причины и факторы риска СДВГ неизвестны, но текущие исследования показывают, что генетика играет важную роль. Недавние исследования связывают генетические факторы с СДВГ.
Помимо генетики, ученые изучают другие возможные причины и факторы риска, в том числе:
- Травма головного мозга;
- Воздействие экологических рисков (например, свинца) во время беременности или в молодом возрасте;
- Употребление алкоголя и табака во время беременности;
- Преждевременные роды;
- Низкий вес при рождении.
Диагностика
Клиническое обследование детей с СДВГ проводится, как правило, врачом-неврологом. Осуществляется опрос родителей: выясняют особенности перинатального периода развития. Врач уточняет, когда начались первые проявления заболевания, особенности симптомов у данного ребёнка, динамику развития патологических симптомов, выясняет эмоциональный фон пациента, его отношения с окружающими, изучает проведённые лечебные мероприятия и их эффективность.
Подробно исследуется неврологический статус и проводится нейропсихологическое обследование.
Используются объективные методы обследования (электроэнцефалография, ЭХО-ЭГ, нейросонограмма, компьютерная томография, допплерография и другие исследования по показаниям).
Как правило, в независимой экспертизе оценки состояния больного принимают участие несколько специалистов (невролог, нейрохирург, психотерапевт, нейропсихолог).
Коррекция СДВГ
Наибольшего эффекта лечения удаётся достичь при сочетании разнообразных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями).
Психотерапевтические методики
Психотерапевтическое лечение заключается в системной семейной и групповой игровой психотерапии, индивидуальной патогенетической психотерапии и различных методах суггестии (прямой, косвенной, гипнотерапии).
Управление поведением
Когнитивно-поведенческая терапия способствует социализации детей с СДВГ. С помощью игровых методик детей обучают самоконтролю и целеполаганию. Поведение ребёнка часто нормализуется при контроле окружающего шума и визуальной стимуляции, новизне или индивидуальных занятиях с репетитором.
Медикаментозная терапия
Медикаментозная терапия целесообразна, если немедикаментозные методы коррекции не оказали должного эффекта: возможно назначение психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропных препаратов.
Прогноз и профилактика
Прогноз зависит от времени установки нарушения, степени выраженности признаков и наличия комплексного подхода в лечении. Около половины детей с диагнозом СДВГ с течением времени становятся спокойнее при правильно проведенной коррекционной работе. Но динамическое наблюдение необходимо до достижения 18 лет. При определенных обстоятельствах у ребенка могут сохраняться резидуальные проявления патологии даже при переходе во взрослый возраст.
В качестве профилактики СДВГ необходимо свести к минимуму негативные факторы: заболевания будущей мамы и ребенка, отклонения в течении беременности и родов, ссоры в семье и т.д.
Как мы работаем с детьми с СДВГ в нашем центре
Нейрокоррекция
Занятия с нейропсихологом мы рекомендуем с 3-4 лет. Сначала в игровой форме, а став постарше, примерно с 5 лет, ребенок в состоянии выполнять и основной комплекс нейрокоррекционных упражнений.
Групповые занятия
Занятия в группе помогут малышу с СДВГ компенсировать нарушение и обращаться с другими в согласии с нормами и правилами. Он научится сдерживать эмоции и учитывать интересы и желания других.
Занятия с психологом и дефектологом
С помощью метода АВА-терпии мы учим детей регулировать свою деятельность, ждать, действовать согласно правилам.
Продуктивная деятельность
Метод поможет выработать последовательность действий для создания творений. Ребенок научится не спешить и выполнять задание качественно и ответственно, а также помогать другим.