Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности  (СДВГ)

СДВГ является одним из наиболее распространенных нарушений нервно-психического развития в детском возрасте. Обычно оно впервые диагностируется в детстве и часто сохраняется и во взрослом возрасте. Дети с СДВГ могут иметь проблемы с концентрацией внимания, прогнозированием результата деятельности, быть чрезмерно активными.

Общие сведения

Многие дети могут испытывать трудности с сидением на месте, ожиданием своей очереди, концентрацией внимания, суетливостью и импульсивностью. Однако дети с СДВГ, отличаются тем, что их симптомы гиперактивности, импульсивности, организованности и/или невнимательности заметно сильнее, чем ожидалось для их возраста или уровня развития. Эти симптомы приводят к значительным трудностям и вызывают проблемы дома, в школе или на работе, а также в отношениях. Наблюдаемые симптомы не являются результатом непослушания человека или его неспособности понять задания или
инструкции.


Существует три основных типа СДВГ:

  • СДВГ с преобладанием дефицита внимания;
  • СДВГ с преобладанием гиперактивности;
  • Смешанный вариант.

СДВГ с преобладанием дефицита внимания

Невнимательность означает проблемы с концентрацией внимания и организованностью Человеку трудно организовать или завершить задачу, обратить внимание на детали или следовать инструкциям или разговорам. Человек легко отвлекается или забывает детали распорядка дня.

СДВГ с преобладанием гиперактивности

Трудно долго сидеть неподвижно (например, во время еды или во время выполнения домашнего задания). Маленькие дети могут постоянно бегать, прыгать или лазить. Человек чувствует беспокойство и имеет проблемы с импульсивностью, может часто перебивать других, отбирать у людей вещи или говорить в неподходящее время. Человеку трудно дождаться своей очереди или выслушать указания. У человека с импульсивностью может быть больше несчастных случаев и травм, чем у других.

Смешанный вариант

Симптомы двух вышеуказанных типов присутствуют у человека в равной степени.

Симптомы СДВГ

 

1

Гиперактивность

2

Нарушение внимания — трудно сосредоточиться и поддерживать концентрацию внимания в течение времени, характерного возрасту, не получается абстрагироваться от воздействия различных раздражителей внешней среды;

3

Лёгкие неврологические нарушения — подергивание мышц лица, дрожание пальцев рук (тремор), непроизвольные сокращения мышц (гиперкинезы), нарушение координации движений и сухожильных рефлексов, изменение ассоциативных движений;

4

Эмоциональная лабильность — частые смены настроения, повышенная раздражительность, тревожность, чувство страха, повышенная плаксивость, беспокойство;

5

Нарушение восприятия — чаще всего поражается зрительный анализатор, дети не могут обвести контуры рисунка, нарисовать предметы, различать размеры и направления, плохо ориентируются в пространстве, не могут отличить часть от целого, неправильно читают буквы, на слух плохо различают отдельные согласные звуки, неверно воспроизводят ритм;

6

Повышенная импульсивность

7

Повышенная утомляемость (психическая и физическая);

8

Нарушения речи и произношения

Нарушения, сопутствующие СДВГ:

  • невротические привычки — обкусывание ногтей (онихофагия), сосание большого пальца, многочисленные стереотипные движения (кивание головой, наклоны туловища, постоянное сжимание пальцев и т. п.). Всё это свидетельствует о состоянии внутреннего напряжения;
  • нарушение сна с первых дней после рождения ребёнка. Нарушается ритма сна — сонливость днём и бодрствование ночью, в более старшем возрасте — позднее засыпание с тяжёлым подъёмом утром;
  • боязливость;
  • повышенная психическая утомляемость, которая проявляется как быстрая усталость и частые головные боли;
  • нарушение аппетита;
  • навязчивые тики — в большинстве случаев возникают на лице, но иногда на туловище и шее;
  • заикание.

Причины СДВГ

Ученые изучают причины и факторы риска, пытаясь найти лучшие способы управления и снижения шансов развития у человека СДВГ. Причины и факторы риска СДВГ неизвестны, но текущие исследования показывают, что генетика играет важную роль. Недавние исследования связывают генетические факторы с СДВГ.


Помимо генетики, ученые изучают другие возможные причины и факторы риска, в том числе:

  • Травма головного мозга;
  • Воздействие экологических рисков (например, свинца) во время беременности или в молодом возрасте;
  • Употребление алкоголя и табака во время беременности;
  • Преждевременные роды;
  • Низкий вес при рождении.

Диагностика

Клиническое обследование детей с СДВГ проводится, как правило, врачом-неврологом. Осуществляется опрос родителей: выясняют особенности перинатального периода развития. Врач уточняет, когда начались первые проявления заболевания, особенности симптомов у данного ребёнка, динамику развития патологических симптомов, выясняет эмоциональный фон пациента, его отношения с окружающими, изучает проведённые лечебные мероприятия и их эффективность.


Подробно исследуется неврологический статус и проводится нейропсихологическое обследование.
Используются объективные методы обследования (электроэнцефалография, ЭХО-ЭГ, нейросонограмма, компьютерная томография, допплерография и другие исследования по показаниям).


Как правило, в независимой экспертизе оценки состояния больного принимают участие несколько специалистов (невролог, нейрохирург, психотерапевт, нейропсихолог).

Коррекция СДВГ

Наибольшего эффекта лечения удаётся достичь при сочетании разнообразных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями).

Психотерапевтические методики

Психотерапевтическое лечение заключается в системной семейной и групповой игровой психотерапии, индивидуальной патогенетической психотерапии и различных методах суггестии (прямой, косвенной, гипнотерапии).

Управление поведением

Когнитивно-поведенческая терапия способствует социализации детей с СДВГ. С помощью игровых методик детей обучают самоконтролю и целеполаганию. Поведение ребёнка часто нормализуется при контроле окружающего шума и визуальной стимуляции, новизне или индивидуальных занятиях с репетитором.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия целесообразна, если немедикаментозные методы коррекции не оказали должного эффекта: возможно назначение психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропных препаратов.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от времени установки нарушения, степени выраженности признаков и наличия комплексного подхода в лечении. Около половины детей с диагнозом СДВГ с течением времени становятся спокойнее при правильно проведенной коррекционной работе. Но динамическое наблюдение необходимо до достижения 18 лет. При определенных обстоятельствах у ребенка могут сохраняться резидуальные проявления патологии даже при переходе во взрослый возраст.


В качестве профилактики СДВГ необходимо свести к минимуму негативные факторы: заболевания будущей мамы и ребенка, отклонения в течении беременности и родов, ссоры в семье и т.д.

Как мы работаем с детьми с СДВГ в нашем центре

01

Нейрокоррекция

Занятия с нейропсихологом мы рекомендуем с 3-4 лет. Сначала в игровой форме, а став постарше, примерно с 5 лет, ребенок в состоянии выполнять и основной комплекс нейрокоррекционных упражнений.

02

Групповые занятия

Занятия в группе помогут малышу с СДВГ компенсировать нарушение и обращаться с другими в согласии с нормами и правилами. Он научится сдерживать эмоции и учитывать интересы и желания других.

03

Занятия с психологом и дефектологом

С помощью метода АВА-терпии мы учим детей регулировать свою деятельность, ждать, действовать согласно правилам.

04

Продуктивная деятельность

Метод поможет выработать последовательность действий для создания творений. Ребенок научится не спешить и выполнять задание качественно и ответственно, а также помогать другим.

Отзывы родителей мотивируют нас работать ещё лучше!

О
Оксана Сидорова
5 Декабря 2022

Мария Аркадьевна Никитина отличный специалист. Прогресс по обучению на лицо! Моим детям нравится у нее заниматься и часто спрашивает, когда будет следующее занятие! Особенно, нравится младшему (3,5 года)

Е
Екатерина Гребнева
4 Декабря 2023

Ходим заниматься в центр на касимовском шоссе 57,очень нравится.Обратились за помощью по запуску речи,сыну на тот момент было 2,8. Педагог у нас Ирина Кошелева.Просто замечательная!Сын в восторге,идет на занятия с радостью!🥹Ну и я,соответственно,тоже.Прогресс ощутимый,сын начал стараться говорить,складывать слова во фразы и предложения.Спасибо центру🤍

Л
Любовь Кудашева
7 Декабря 2023

Хочу сказать огромное спасибо Марии Валерьевне. Это профессионал с большой буквы! Занимаемся год в этом центре, ребенок с удовольствием ходит на занятия и ждёт их. Пришли мы с задержкой речи и сейчас у нас огромный прогресс, который отметил и наш невролог. Занятия разнообразные и эффективные! А Мария Валерьевна очень отзывчивый и чуткий специалист!!! Спасибо большое ❤️

Е
Екатерина Блохова
25 Декабря 2023

Занимаемся с Надеждой (Интернациональная, 18) с февраля прошлого года. Сначала ставили звуки, которые ребенок не мог нормально произносить: р/л/ш/щ/ч и др. В июле завершили курс. Т.е. за 6 мес Надежда научила моего сына правильному произношению звуков. Сейчас продолжаем ходить к Надежде, занимаясь подготовкой к школе. За 2 мес она научила моего сына читать слова! Плавно переходим к предложениям. Спасибо большое центру М.Черняк и лично нашей любимой Надежде!!! Это самый лучший педагог и друг моего Захарки!!

Я
Яна Андриянова
22 Декабря 2023

Добрый день! После консультации невролога моей дочке в 3,5 года были назначены занятия с логопедом для запуска речи) я по отзывам нашла ваш центр и не ошиблась! Мы попали к потрясающему специалисту Лилии Лопатиной. За почти пол года занятий, словарный запас дочки заметно расширился, она строит сложные предложения и рассказывает что с ней происходило в саду 😀 на занятия бежит с удовольствием. Огромное спасибо нашему преподавателю Лилит Владимировне за грамотный подход, интересные занятия и налаживание контакте с ребёнком 👏🏽👏🏽👏🏽

A
Almira Gilyazova
26 Ноября 2023

Хочется всем педагогам центра на Касимовском шоссе 15 к.2 сказать огромное спасибо за их труд, самоотдачу и терпение. Мы занимаемся с 5ти лет и жалеем что не узнали раньше про центр. До занятий у нас отсутствовал зрительный контакт, сейчас мы смотрим в глаза. Поначалу Ярославу заниматься не очень нравилось, быстро терял интерес и переключался, сейчас ходит с большим удовольствием и стал более усидчивым. Появилась обращённая речь, просьбы, улучшилось понимание. Улучшилось поведение. Словарный запас расширяется с каждый днем и все это благодаря педагогам, которые работают сообща и нацелены на результат. Спасибо большое нашим волшебницам!!! Любови Зотовой, Светлане Исаковой, Ольге Кузнецовой, Юлии Ериковой, Наталье Рогозиной, Александре Стрюковой, Мадине Слобода

ВСЕ ОТЗЫВЫ