Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это группа расстройств, которые объединены по клиническим симптомам отставания развития речи и психики. Сюда относятся расстройства экспрессивной и рецептивной речи, неуточненные диагнозы, а также смешанные специфические расстройства в области психологического развития ребенка.
Общие сведения
ЗПРР связана с нетипичной работой центральной нервной системы, что в итоге приводит к изменениям темпов всего психического развития и затрагивает следующие компоненты: память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, поведение.
Задержка психоречевого развития не является синонимом умственной отсталости ребенка. Ключевое различие в том, что ЗПРР поддается коррекции и компенсации, в то время как умственная отсталость не исправляется.
Причины ЗПРР
ЗПРР возникает вследствие органического поражения мозговых структур и различных расстройств нервной системы. Факторы, провоцирующие задержку психоречевого развития:
- инфекционные заболевания матери и недостаток кислорода во время беременности;
- недоношенность, малый вес при рождении
- проблемы в родах (травмы, Кесарево сечение, обвитие пуповиной, стремительные или преждевременные роды, гипоксия);
- нарушение обмена веществ в ЦНС;
- органические поражения мозга (скопление жидкости, высокое внутричерепное давление, опухоли);
- патологии психиатрического спектра, включая эпилепсию;
- тяжелые инфекционные заболевания в раннем возрасте.
Кроме органических причин важную роль играют и психологические факторы. Психические травмы и неправильное воспитание (гиперопека, жестокое обращение, недостаточный уход и внимание) могут приводить к задержке развития или полному исчезновению речи (мутизму, речевому негативизму).
Симптомы
Диагностировать нарушение психоречевого развития можно уже с 2-3-летнего возраста, при этом точный диагноз ставится в 3-5 лет, когда нарушения проявлены наиболее очевидно. Такие возрастные нормы связаны с тем, что к данному возрасту отсутствие внутренней речи начинает отражаться на психическом развитии ребенка и развитии мышления, понимании абстрактных понятий.
Кроме речевой задержки у детей с ЗПРР наблюдается:
- Кроме речевой задержки у детей с ЗПРР наблюдается:
- Гиперактивность и дефицит внимания
- Бедность эмоционального реагирования
- Агрессия, протестные формы поведения
- Затруднения социального взаимодействия
- Сниженная работоспособность, истощаемость
- Нарушения памяти, внимания, мышления
Коррекция ЗПРР
Терапия психоречевых нарушений проводится комплексно, поэтому в реабилитации участвуют:
- Невролог (проводит обследование и назначает медикаментозное лечение, направленное на компенсацию органических поражений);
- Логопед-дефектолог (занимается коррекцией речи, восприятия, внимания, памяти, мышления);
- Детский нейропсихолог (работает по программе замещающего онтогенеза, переструктурируя нарушенные зоны мозга);
- Специалист по сенсорной интеграции (проводит занятия, направленные на упорядочивание ощущений, идущих от сенсорных систем
Как мы работаем с детьми с ЗПРР в нашем центре
Работа при первых признаках задержки психоречевого развития
Мы начинаем коррекционную деятельность с детьми с подозрением на ЗПРР с 1.5-2х лет. Раннее начало коррекции дает больше шансов на компенсацию без последствий.
Использование метода сенсорной интеграции и кинезотерапии
Это помогает проработать сенсомоторные системы, лежащие в основе высших психических процессов.
Применение метода АВА-терапии
Помогает сформировать учебное поведение и выстроить обучение.
Комплексная работа нейропсихолога и логопеда-дефектолога
Обеспечивает воздействие на все психомоторные функции и в максимально короткие сроки скорректировать нарушение.