Дислалия
Различные нарушения произношения звуков у детей с хорошим слухом и отсутствием повреждений нервных волокон речевого аппарата. Патология заключается в смешении, замене, отсутствии или искажении звуков при произношении.
Общие сведения
Дислалия — это нарушение звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата.
Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости — консультации стоматолога, невролога, отоларинголога.
Причины механической дислалии
Анатомические дефекты периферического артикуляционного аппарата:
- Короткая уздечка языка или верхней губы
- Массивный или маленький, узкий язык
- Малоподвижные, толстые губы
- Неправильный прикус
- Аномалии зубных рядов
Причины функциональной дислалии
- Двуязычие в семье
- Педагогическая запущенность
- Физическая ослабленность у часто болеющих детей
- ММД (минимальная мозговая дисфункция)
- Несформированность фонематическогои речевого слуха
Биологические факторы
- небольшая дисфункция мозга, из-за которой развитие речи происходит в замедленном темпе;
- общее здоровья у часто болеющего ребёнка;
- проблемы с распознаванием речи;
- нарушение фонематического и речевого слуха.
Социальные факторы:
- подражание неграмотной речи родителей (диалект, косноязычие, быстрый темп), использование двух языков в семье, подражание взрослыми детскому лепет.
Коррекция
Работа по коррекции дислалии у детей состоит из следующих этапов: постановка, автоматизация, дифференциация, введение в речь звуков.
Постановка звуков при дислалии обычно происходит по подражанию, но возможно и применение логопедического зонда. Далее, доведении до автоматизма произношения звуков в слогах, отдельных словах, затем в предложениях и текстах, а также чётком различении звуков при их последовательном произношении.
Важно ещё до школы обучать ребёнка навыкам звуко-буквенного анализа. Научить выделять звук в начале, конце, середине слова, составлять слово из букв, делить слова на слоги, ставить ударение в словах. Эти и другие приёмы помогут ребёнку овладеть письмом и чтением в школе и будут являться профилактикой дислексии и дисграфии.
Необходимо помнить, что к моменту поступления ребёнка в школу речь должна быть чёткая и грамотная, иначе возможны сложности при овладении школьными навыками.
Чтобы достичь успеха, занятия важно проводить регулярно, не менее 2-3 раз в неделю. Помимо работы с логопедом, отработка звуков и артикуляционные упражнения должны проводиться и в домашних условиях. При лёгкой степени дислалии длительность коррекционной работы 2-4 месяца, а при сложной патологии — 6-12 месяцев.
Как мы работаем с детьми с ЗРР в нашем центре
Логопедическая работа
Логопед помогает детям устранить дефекты произношения проводя, при необходимости, логопедический массаж. При дислалии устранение нарушений происходит достаточно быстро, особенно при функциональной разновидности.
Коррекция речевого и фонематического слуха
Обязательно включается такие упражнения, ведь чтобы научиться правильно произносить звук, нужно в первую очередь хорошо его различать на фоне схожих по звучанию и способу образования.
Нейрокоррекция
В логопедическое занятие мы обязательно вводим нейрокоррекционные упражнения, которые помогают сохранять и поддерживать внимание, психическую активность ребёнка в течение всего занятия, а это является залогом продуктивной работы.
Присутствие родителей
Родители часто присутствуют на занятиях, видят какими методами логопед автоматизирует, дифференцирует поставленные звуки. Взаимодействие логопеда и родителей помогают в кротчайшие сроки добиться желаемого результата.