Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР)

ОНР — это расстройство формирования всех речевых составляющих (семантическая, звуковая, лексико-грамматическая) при разнообразных патологиях речи у детей с нормальными умственными способностями и слуховым восприятием.

Три уровня ОНР

 

ОНР 1

При первом уровне, самом тяжелом, ребенок практически «неговорящий», могут быть лепетные образования, ребёнок использует жесты, мимику. С трех лет у неговорящих детей развивается задержка психического развития и к четырем-пяти годам по отсутствию речи такие дети получают группу инывлидности. К сожалению, мы видим детей и четырех, и пяти, и шести летних с практически отсутствующей речью, родители которых или ждали, что «сам заговорит» или не смогли найти хороших специалистов, работающих с детьми по «запуску» речи.

ОНР 2

Второй уровень речевого недоразвития характеризуется наличием в речи детей слов с искаженной слоговой структурой, из которых они пытаются построить предложения. Может быть несколько десятков простых, чаще двусложных слов. Грамматический строй ( изменение слов по падежам, числам, родам) страдает. Часто понять ребенка можно только ситуативно. То есть ребенок говорит, но что он говорит, далеко не всегда понятно. Но, чаще всего, повторяет он слово по слогам хорошо, но сам сказать его не может. Причина этого нарушение подкоркового ритма прежде всего.

ОНР 3

Третий уровень — это уже понятная фразовая речь с элементами лексико грамматического недоразвития. Нарушается слоговая структура сложных слов, ребенок недостаточно хорошо владеет использованием словоизменения и словообразования, предложно падежными конструкциями, неправильно согласуются части речи в предложении, часто встречается неточное применение названий предметов или подмена понятий ( часы-стрелки), звукопроизношение нарушено. Готовить к школе такого ребенка обязательно должен логопед, который занимается и коррекцией нарушений грамматики, слоговой структуры, формирует навыки звукобуквенного анализа, письма и чтения, занимается постановкой звуков. Детям преддошкольного возраста с ОНР3 мы рекомендуем нейрокоррекцию в дополнение к логопедическим занятиям.

Симптомы и причины

Причинами возникновения этого расстройства служат отрицательные факторы, воздействующие на психику и речевое развитие ребенка в различные годы жизни. Факторы риска включают в себя следующее:

1

Генетическая предрасположенность. При наличии у родителей психических расстройств, сбоев гормонального фона, низкого уровня интеллекта или серьезных нарушений обмена вероятность речевого недоразвития существенно возрастает.

2

Осложнения при родах. Стремительные или затяжные роды, гипоксия плода, кесарево сечение, родовые травмы ребенка при прохождении по родовому каналу также увеличивают риск развития ОНР.

3

Тяжелая беременность. Вредные привычки у матери, резус-конфликт, угроза выкидыша, болезни вирусного происхождения у женщины, травмы, стрессовые состояния и прием сильных лекарств во время беременности являются провоцирующими факторами в речевом отставании малыша.

4

Патологии ребенка, перенесенные до 2-х лет. Сотрясения и ушибы мозга, менингококковая инфекция, дизентерия, пневмония, отравления – все это оказывает отрицательное влияние на формирование речи у детей.

5

Социальные факторы. Сильный стресс, психические травмы, плохое жилье, жесткое воспитание и изучение второго языка могут вызвать ОНР.

Как отдельное отклонение ОНР встречается редко. Чаще всего болезнь сопровождается проблемами с развитием психики и нервной системы, а также общими патологиями. При отсутствии формирования речи или ее неполноценности ребенку трудно общаться с другими людьми, а также развивать умственные способности.

Диагностика

При посещении логопеда для определения времени появления ОНР у ребенка собирается анамнез, при котором специалист изучает медицинскую документацию малыша и опрашивает родителей. Логопед выясняет наличие заболеваний или отклонений в течении беременности, при родах и в раннем возрасте малыша. После сбора анамнеза специалист исследует устную речь ребенка.

Обследование помогает выяснить следующие составляющие:

  • Наличие и объем словарного запаса малыша и его соответствие возрастным нормам;
  • Способности ребенка в составлении предложений из слов, пересказе речи другого человека, сочинении маленьких историй с использованием картинок;
  • Умение проводить связь между словами, менять окончания и склонять их. 

После устных тестов логопед начинает изучать строение артикуляционного аппарата у ребенка на наличие органических нарушений, которые препятствуют нормальному говорению. В конце приема специалист выставляет диагноз, определяет степень тяжести патологии и составляет план лечебных мероприятий.

Коррекция ОНР

Коррекционная работа с детьми с ОНР длится на этапы в зависимости от уровня речевого развития.

При ОНР 1 уровня основными направлениями работы являются запуск речи, отработка переключений с одной артикуляционной позы на другую, развитие имитации, понимания речи, неречевых процессов (память, внимание, восприятие, мышление)

Задачи работы с ОНР 2 следующие: отработка слоговой структуры и грамматики, активизация и наращивание словаря, развитие понимания речи, психических процессов совершенствование произносительных умений, формирование фразовой речи.

При проведении логопедических занятий с ребенком с ОНР 3 уровня важно стремиться к усовершенствованию лексических и грамматических сторон языка, появлению связной речи, улучшению произношения звуков и восприятия их на слух. После достижения этих целей начинается подготовка ребенка к школьному обучению письму.  

На 4 этапе реабилитационной деятельности специалисты помогают малышу полностью усвоить устную речь для поступления в первый класс школы. Логопед проводит занятия по улучшению говорения и произношения звуков, восприятия разговора на слух, развитию полноценной фразовой речи и пониманию лексико-грамматических аспектов языка. Ребенок учится основам письма и пытается писать буквы.


Для успешного обучения детей с тяжелой степенью ОНР 1-2 этап коррекционной работы проводится в специальных школах для детей с тяжелыми речевыми расстройствами, где обеспечивается комплексный подход в реабилитации. Ребенок с ОНР 3 уровня может учиться в коррекционной школе или классе этого типа при среднем образовательном учреждении, а с 4 уровнем – в обычной средней школе.

Прогноз

Реабилитационную работу с ребенком с ОНР важно начинать как можно раньше (с 2-х лет), так как процесс требует большого количества времени и усилий. Множество детей прошли успешное обучение в специализированных учреждениях до школы или школьного типа и научились говорить, читать и писать.

Как мы работаем с детьми с ОНР в нашем центре

01

Логопед

Специалист занимается коррекцией нарушений грамматики, слоговой структуры, формирует навыки звукобуквенного анализа, письма и чтения, постановкой звуков.

02

Сенсорная интеграция

Иногда ОНР у ребенка может быть связано с более серьезными диагнозами. Поэтому важно подключить занятия по сенсорной интеграции для раннего начала реабилитации и коррекции речи.

03

Нейрокоррекция

Детям, начиная с 3 лет с ОНР мы рекомендуем нейрокоррекцию в дополнение к логопедическим занятиям. Она поможет развить слуховое и зрительное внимание, внимание, восприятие, мышление, помочь в коррекции речи.

04

Подготовка к школе

Детям с ОНР мы рекомендуем начинать подготовку к школе именно с логопедом и нейропсихологом в формате индивидуальной работы, так как в этом случае педагоги будут делать акцент на имеющиеся у конкретного ребенка нарушения, что поможет ему быстрее их преодолеть, в отличие от группового формата занятий.

Отзывы родителей мотивируют нас работать ещё лучше!

О
Оксана Сидорова
5 Декабря 2022

Мария Аркадьевна Никитина отличный специалист. Прогресс по обучению на лицо! Моим детям нравится у нее заниматься и часто спрашивает, когда будет следующее занятие! Особенно, нравится младшему (3,5 года)

Е
Екатерина Гребнева
4 Декабря 2023

Ходим заниматься в центр на касимовском шоссе 57,очень нравится.Обратились за помощью по запуску речи,сыну на тот момент было 2,8. Педагог у нас Ирина Кошелева.Просто замечательная!Сын в восторге,идет на занятия с радостью!🥹Ну и я,соответственно,тоже.Прогресс ощутимый,сын начал стараться говорить,складывать слова во фразы и предложения.Спасибо центру🤍

Л
Любовь Кудашева
7 Декабря 2023

Хочу сказать огромное спасибо Марии Валерьевне. Это профессионал с большой буквы! Занимаемся год в этом центре, ребенок с удовольствием ходит на занятия и ждёт их. Пришли мы с задержкой речи и сейчас у нас огромный прогресс, который отметил и наш невролог. Занятия разнообразные и эффективные! А Мария Валерьевна очень отзывчивый и чуткий специалист!!! Спасибо большое ❤️

Е
Екатерина Блохова
25 Декабря 2023

Занимаемся с Надеждой (Интернациональная, 18) с февраля прошлого года. Сначала ставили звуки, которые ребенок не мог нормально произносить: р/л/ш/щ/ч и др. В июле завершили курс. Т.е. за 6 мес Надежда научила моего сына правильному произношению звуков. Сейчас продолжаем ходить к Надежде, занимаясь подготовкой к школе. За 2 мес она научила моего сына читать слова! Плавно переходим к предложениям. Спасибо большое центру М.Черняк и лично нашей любимой Надежде!!! Это самый лучший педагог и друг моего Захарки!!

Я
Яна Андриянова
22 Декабря 2023

Добрый день! После консультации невролога моей дочке в 3,5 года были назначены занятия с логопедом для запуска речи) я по отзывам нашла ваш центр и не ошиблась! Мы попали к потрясающему специалисту Лилии Лопатиной. За почти пол года занятий, словарный запас дочки заметно расширился, она строит сложные предложения и рассказывает что с ней происходило в саду 😀 на занятия бежит с удовольствием. Огромное спасибо нашему преподавателю Лилит Владимировне за грамотный подход, интересные занятия и налаживание контакте с ребёнком 👏🏽👏🏽👏🏽

A
Almira Gilyazova
26 Ноября 2023

Хочется всем педагогам центра на Касимовском шоссе 15 к.2 сказать огромное спасибо за их труд, самоотдачу и терпение. Мы занимаемся с 5ти лет и жалеем что не узнали раньше про центр. До занятий у нас отсутствовал зрительный контакт, сейчас мы смотрим в глаза. Поначалу Ярославу заниматься не очень нравилось, быстро терял интерес и переключался, сейчас ходит с большим удовольствием и стал более усидчивым. Появилась обращённая речь, просьбы, улучшилось понимание. Улучшилось поведение. Словарный запас расширяется с каждый днем и все это благодаря педагогам, которые работают сообща и нацелены на результат. Спасибо большое нашим волшебницам!!! Любови Зотовой, Светлане Исаковой, Ольге Кузнецовой, Юлии Ериковой, Наталье Рогозиной, Александре Стрюковой, Мадине Слобода

ВСЕ ОТЗЫВЫ