Что такое нейрокоррекция?

Нейропсихологическая коррекция — один из эффективных методов помощи детям, который направлен на восстановление работы нарушенных или недостаточно сформированных функция мозга.

Что включает в себя нейрокоррекция?

1

Дыхательные упражнения

Управление дыханием позволяет контролировать свои эмоции, управлять собой, позволяет снять стресс, почувствовать расслабление, избавиться от волнения, успокоиться. Помимо этого, положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, мозга, повышают иммунитет.

2

Глазо-двигательные упражнения

Помогают в коррекции дефицита на уровне стволовых и подкорковых структур, устраняют синкинезии, позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, повышают тонус всего организма.

3

Межполушарные упражнения

От гармоничной слаженной работы двух полушарий зависит развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, успеваемость ребёнка в школе. При несформированности межполушарного взаимодействия у детей наблюдаются трудности в освоении школьной программы, запоминании, эмоциональной сфере, познавательной деятельности, пространственной ориентировке, координации, восприятии информации на слух, сложности с речью

С помощью специально подобранных игр и упражнений нейропсихолог гармонизирует работу межполушарного взаимодействия.

4

Упражнения на ритм

Такие упражнения рассматриваются специалистами, как предпосылки и одновременно условия реализации различных видов деятельности, в частности речевой и интеллектуальной. Ходьба, бег, жевание, дыхание ритмичны, и речь тоже ритмически организованна, поэтому, у многих детей, имеющих проблемы с ритмом, имеются те или иные речевые нарушения.

На занятиях нейропсихолог уделяет много времени упражнениям, связанным с тренировкой чувствования и воспроизведения ритма. Используется логоритмика, движения под разную музыку, пение, музыкальные инструменты.

5

Ползание

Моторное развитие и когнитивные функции-это один и тот же неврологический процесс развития.

Формирование базовых компонентов высших психических функций непосредственно связано со всеми стадиями, которые должен пройти в своём развитии ребёнок. Ползание напрямую связано с развитием речи!

Ползание необходимо для стимуляции межполушарного взаимодействия, координации движений, пространственной ориентации, что пригодится для освоения письма и чтения. Ползание развивает тактильную чувствительность и формирует схему тела.

6

Растяжки

Задача растяжек в нейрокоррекции-сформировать нейронную связь, когда я расслаблен, а когда напряжён с учётом смысла действия, чтобы в работу включились не только подкорковые системы регуляции, но и кора мозга, а в частности лобных отделов.

Выполнение растяжек способствует преодолению различного рода мышечных дистоний, зажимов; оптимизации мышечного тонуса, повышению уровня психической активности.

В каких случаях рекомендуют нейрокоррекцию

01

При несоответствии возрастным нормам

Ребёнку, например, 5 лет, а развит он на более младший возраст: истощаем, несамостоятелен, эмоционально лабилен, инфантилен, могут быть проблемы с речью. Иногда таким детям ставят ЗПР.

02

Гипо или гиперактивность

Ребёнок с трудом концентрируется на решении задач, требующих напряжения, начинает и бросает дело, недоведя его до конца, не берётся за дела, требующие напряжения и концентрации внимания. Часто таким детям ставят СДВГ.

03

Высокий уровень тревожности, страхи

Ребёнок может быть чрезмерно замкнут, застенчив, с трудом устанавливать дружеские контакты, избегать коллективных игр. Некоторые дети боятся заходить в незнакомые помещения, оставаться одним в комнате, засыпают только с включённым светом, грызут ногти.

04

При ЗПР, органических и хромосомных нарушениях, РАС

При наличии подобных диагнозов нейропсихолог проводит занятия с в первую очередь целью активизации физического и психического тонуса, развития тактильных, проприоцептивных ощущений тела, интеграции сенсорных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной).

Также ставится задача повышение уровня саморегуляции и самоконтроля, внимания, восприятия, активизации когнитивных функций, развитие пространственных представлений.

05

При задержке речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития бывает из-за разных причин и негативно отражается на общем психическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Специальные нейрокоррекционные упражнения помогают стимулировать речь и в максимально короткие сроки выйти из речевой задержки.

Так как ЗРР диагностируют у детей в возрасте до 3–4 лет и классический комплекс нейрокоррекционных упражнений дети такого возраста выполнить ещё не могут именно в силу возрастных особенностей, то мы предлагаем малышам адаптированные, несколько упрощённые, больше игровые нейрокоррекционные упражнения. Мы называем это игровой нейрокоррекцией, соблюдая при этом все принципы классического направления.

06

При нарушении письма и чтения

Для овладения письмом и чтением необходим достаточно высокий уровень развития зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слуховой дифференциации звуков, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматического строя речи, правильности произношения звуков, а также саморегуляция, произвольность и внимание. Несформированность какой‑либо из указанных функций может вызвать сложности при овладении письмом и чтением, привести к дисграфии.

Нейропсихолог проводит диагностику и выявляет причины, по которым у ребёнка возникают трудности в овладении этими навыками, а затем подбирает комплекс упражнений для их коррекции.

Вопрос — Ответ

С какого возраста рекомендуется нейропсихологическая коррекция?

Классическое направление рекомендуется детям с 5 лет, но возможны занятия и с детьми с 3х лет. Мы адаптируем программу для малышей так, чтобы ребёнок смог справиться, вводим игровые моменты, стимулы.

Ребёнку 6 лет, дизартрия, на занятиях у логопеда звуки говорит правильно, а в быту себя не контролирует совсем. Нужна ли нам нейрокоррекция?

Да, при дизартрии часто встречается низкая произвольность, рассеянное внимание, апатичность, слабая саморегуляция, низкий или повышенный тонус как артикуляционного аппарата, так и всех групп мышц. Ребёнок быстро устаёт, имеет недостаточную мотивацию. Нейрокоррекционные упражнения повышают общий тонус организма, уровень произвольного внимания и саморегуляции. Ребёнку легче контролировать произношение и автоматизация звуков происходит значительно быстрее.

Мальчик 4,5 лет очень непослушный, расторможенный, обидчивый, иногда проявляет агрессию к другим детям, поможет ли ему нейрокоррекция?

Да, конечно. Одна из задач, которую ставит нейропсихолог в подобных случаях, это научить ребёнка контролировать своё тело, свои эмоции. Ребёнка учат методам релаксации, расслабления с помощью контроля дыхания. Учат регулировать эмоции с помощью игр.

Другая задача-научить ребёнка действовать по правилам, это работа с третьим блоком мозга. Также, с помощью игр, ребёнка учат соблюдать очерёдность, последовательно выполнять задачи.