Диспраксия
Диспраксия — это нарушение сферы моторики, заключающееся в неточном или затрудненном выполнении направленных двигательных действий. В понятие этого расстройства включаются все разновидности моторных нарушений: неточность произнесения звуков, проблемы с координацией движений, неуклюжесть, нарушения письменной речи.
Общие сведения
Диспраксия (другое название «неуклюжесть») — это разница между задуманными и выполняемыми действиями. Патология диагностируется у 1/12 всех детей до 7 лет (по другим сведениям число достигает 20%). Отклонение выявляется чаще у мальчиков, чем у девочек (примерно в 4 раза).
Диспраксия затрудняет повседневные действия ребенка, обучение в школе, самообслуживание, общение со сверстниками. В связи с этим состояние требует ранней планомерной коррекции.
Причины
Основной причиной развития патологии является нарушение высших корковых функций, которые обеспечивают целенаправленные движения. В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Вследствие этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не находит пути к двигательному аппарату.
Иногда причины диспраксии могут быть не связаны с невропатологическими нарушениями, но чаще диспраксия является следствием черепно-мозговой травмы, ДЦП, других патологий нервной системы или входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса.
Причинами развития диспраксии являются:
- Отклонения в течении родовой деятельности (длительные роды, кесарево сечение, ранний отход околоплодных вод);
- Генетическая предрасположенность;
- Тяжелая беременность (токсикоз, хронические болезни матери, влияние лекарств);
- Недоношенность, гипоксия, асфиксия, желтуха новорожденных и т.д.;
Диагностика
В проведении диагностических процедур участвуют специалисты в области логопедии, детской неврологии и нейропсихологии.
Собираются ведения о клинической картине и анамнезе. У большей части малышей с диспраксией выявляется неблагоприятное течение беременности будущей мамы, задержка развития речи и моторики. Ребенок страдает от плохой концентрации внимания, беспокойств и проблем с засыпанием. Дети с диспраксией не могут спокойно стоять на месте и их действия неуклюжи.
Обследование у невролога
Электрофизиологические методы. ЭЭГ (электроэнцефалография) выявляет нарушения функционирования головного мозга. Для исключения наличия органического поражения, как причины двигательных расстройств, проводится электронейромиография и исследование вызванных потенциалов всевозможной модальности (соматические, сенсорные, когнитивные, слуховые, зрительные).
Обследование у логопеда
При диспраксии дети затрудняются в удержании и повторении артикуляционных позиций. Демонстрируют различные виды звукопроизносительных дефектов. Лексическое и грамматическое развитие чаще всего в пределах возрастной нормы.
Нейропсихологическое исследование
Специалист использует пробы и тесты, которые позволяют установить вид расстройства праксиса. Самыми частыми диагностическими тестами являются прыжковый метод, тест «кулак-ребро-ладонь», проба Хеда, Озерецкого, графический тест и другие.
Коррекция
Физическая реабилитация
Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции моторных нарушений.
Им полезны различные виды физической активности(катание на велосипеде и беговеле, роликах, прыжки на батуте, плавание и пр.), подвижные игры на ловкость, точность движений, игры с мячом; массаж, ЛФК, кинезотерапия;лепка, аппликация, рисование.
Нейропсихологическая коррекция
В рамках этого подхода широко применяются методы сенсорной интеграции: вестибулярная, тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция.
На занятиях нейропсихологи используют метод замещающего онтогенеза, сенсомоторные игры и упражнения, мозжечковую стимуляцию.
Прогноз и профилактика
Прогноз зависит от степени выраженности нарушения. Многим детям удается компенсировать нарушения уже в дошкольном возрасте и подготовить их для успешного обучения в школе. Однако, при выраженной степени диспраксии, нарушение тонуса, моторики, координации движений сохраняются достаточно долго и являются причиной затруднения освоения учебных и бытовых навыков.
Как мы работаем с детьми с ЗРР в нашем центре
Нейрокоррекция
Благодаря этому методу у ребенка происходит переструктуризация нарушенных зон мозга, развивается саморегуляция и произвольность. Наиболее эффективна методика для детей от 4 до 10 лет.
Сенсомоторная коррекция
Специалисты помогают малышу развить сенсорную и предметную игру, зрительное внимание, произвольность и т.д. В процессе занятий он учится контролировать своё тело и выполнять движения.
Кинезотерапия
Кинезотерапия помогает с помощью воздействия на глубокую чувствительность улучшить тоническую регуляцию всего организма.
Адаптивная физкультура
Применение методов адаптивной физкультуры способствует нормализации мышечного тонуса, объема движений, развитии координации.