Диспраксия

Диспраксия

Диспраксия — это нарушение сферы моторики, заключающееся в неточном или затрудненном выполнении направленных двигательных действий. В понятие этого расстройства включаются все разновидности моторных нарушений: неточность произнесения звуков, проблемы с координацией движений, неуклюжесть, нарушения письменной речи.

Общие сведения

Диспраксия (другое название «неуклюжесть») — это разница между задуманными и выполняемыми действиями. Патология диагностируется у 1/12 всех детей до 7 лет (по другим сведениям число достигает 20%). Отклонение выявляется чаще у мальчиков, чем у девочек (примерно в 4 раза).


Диспраксия затрудняет повседневные действия ребенка, обучение в школе, самообслуживание, общение со сверстниками. В связи с этим состояние требует ранней планомерной коррекции.

Причины

Основной причиной развития патологии является нарушение высших корковых функций, которые обеспечивают целенаправленные движения. В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Вследствие этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не находит пути к двигательному аппарату.


Иногда причины диспраксии могут быть не связаны с невропатологическими нарушениями, но чаще диспраксия является следствием черепно-мозговой травмы, ДЦП, других патологий нервной системы или входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса.

Причинами развития диспраксии являются:

  • Отклонения в течении родовой деятельности (длительные роды, кесарево сечение, ранний отход околоплодных вод);
  • Генетическая предрасположенность;
  • Тяжелая беременность (токсикоз, хронические болезни матери, влияние лекарств);
  • Недоношенность, гипоксия, асфиксия, желтуха новорожденных и т.д.;

Диагностика

В проведении диагностических процедур участвуют специалисты в области логопедии, детской неврологии и нейропсихологии.

Собираются ведения о клинической картине и анамнезе. У большей части малышей с диспраксией выявляется неблагоприятное течение беременности будущей мамы, задержка развития речи и моторики. Ребенок страдает от плохой концентрации внимания, беспокойств и проблем с засыпанием. Дети с диспраксией не могут спокойно стоять на месте и их действия неуклюжи.

Обследование у невролога

Электрофизиологические методы. ЭЭГ (электроэнцефалография) выявляет нарушения функционирования головного мозга. Для исключения наличия органического поражения, как причины двигательных расстройств, проводится электронейромиография и исследование вызванных потенциалов всевозможной модальности (соматические, сенсорные, когнитивные, слуховые, зрительные).

Обследование у логопеда

При диспраксии дети затрудняются в удержании и повторении артикуляционных позиций. Демонстрируют различные виды звукопроизносительных дефектов. Лексическое и грамматическое развитие чаще всего в пределах возрастной нормы.

Нейропсихологическое исследование

Специалист использует пробы и тесты, которые позволяют установить вид расстройства праксиса. Самыми частыми диагностическими тестами являются прыжковый метод, тест «кулак-ребро-ладонь», проба Хеда, Озерецкого, графический тест и другие.

Коррекция

 

Физическая реабилитация

Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции моторных нарушений.
Им полезны различные виды физической активности(катание на велосипеде и беговеле, роликах, прыжки на батуте, плавание и пр.), подвижные игры на ловкость, точность движений, игры с мячом; массаж, ЛФК, кинезотерапия;лепка, аппликация, рисование.

Нейропсихологическая коррекция

В рамках этого подхода широко применяются методы сенсорной интеграции: вестибулярная, тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция.
На занятиях нейропсихологи используют метод замещающего онтогенеза, сенсомоторные игры и упражнения, мозжечковую стимуляцию.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от степени выраженности нарушения. Многим детям удается компенсировать нарушения уже в дошкольном возрасте и подготовить их для успешного обучения в школе. Однако, при выраженной степени диспраксии, нарушение тонуса, моторики, координации движений сохраняются достаточно долго и являются причиной затруднения освоения учебных и бытовых навыков.

Как мы работаем с детьми с ЗРР в нашем центре

01

Нейрокоррекция

Благодаря этому методу у ребенка происходит переструктуризация нарушенных зон мозга, развивается саморегуляция и произвольность. Наиболее эффективна методика для детей от 4 до 10 лет.

02

Сенсомоторная коррекция

Специалисты помогают малышу развить сенсорную и предметную игру, зрительное внимание, произвольность и т.д. В процессе занятий он учится контролировать своё тело и выполнять движения.

03

Кинезотерапия

Кинезотерапия помогает с помощью воздействия на глубокую чувствительность улучшить тоническую регуляцию всего организма.

04

Адаптивная физкультура

Применение методов адаптивной физкультуры способствует нормализации мышечного тонуса, объема движений, развитии координации.

Отзывы родителей мотивируют нас работать ещё лучше!

О
Оксана Сидорова
5 Декабря 2022

Мария Аркадьевна Никитина отличный специалист. Прогресс по обучению на лицо! Моим детям нравится у нее заниматься и часто спрашивает, когда будет следующее занятие! Особенно, нравится младшему (3,5 года)

Е
Екатерина Гребнева
4 Декабря 2023

Ходим заниматься в центр на касимовском шоссе 57,очень нравится.Обратились за помощью по запуску речи,сыну на тот момент было 2,8. Педагог у нас Ирина Кошелева.Просто замечательная!Сын в восторге,идет на занятия с радостью!🥹Ну и я,соответственно,тоже.Прогресс ощутимый,сын начал стараться говорить,складывать слова во фразы и предложения.Спасибо центру🤍

Л
Любовь Кудашева
7 Декабря 2023

Хочу сказать огромное спасибо Марии Валерьевне. Это профессионал с большой буквы! Занимаемся год в этом центре, ребенок с удовольствием ходит на занятия и ждёт их. Пришли мы с задержкой речи и сейчас у нас огромный прогресс, который отметил и наш невролог. Занятия разнообразные и эффективные! А Мария Валерьевна очень отзывчивый и чуткий специалист!!! Спасибо большое ❤️

Е
Екатерина Блохова
25 Декабря 2023

Занимаемся с Надеждой (Интернациональная, 18) с февраля прошлого года. Сначала ставили звуки, которые ребенок не мог нормально произносить: р/л/ш/щ/ч и др. В июле завершили курс. Т.е. за 6 мес Надежда научила моего сына правильному произношению звуков. Сейчас продолжаем ходить к Надежде, занимаясь подготовкой к школе. За 2 мес она научила моего сына читать слова! Плавно переходим к предложениям. Спасибо большое центру М.Черняк и лично нашей любимой Надежде!!! Это самый лучший педагог и друг моего Захарки!!

Я
Яна Андриянова
22 Декабря 2023

Добрый день! После консультации невролога моей дочке в 3,5 года были назначены занятия с логопедом для запуска речи) я по отзывам нашла ваш центр и не ошиблась! Мы попали к потрясающему специалисту Лилии Лопатиной. За почти пол года занятий, словарный запас дочки заметно расширился, она строит сложные предложения и рассказывает что с ней происходило в саду 😀 на занятия бежит с удовольствием. Огромное спасибо нашему преподавателю Лилит Владимировне за грамотный подход, интересные занятия и налаживание контакте с ребёнком 👏🏽👏🏽👏🏽

A
Almira Gilyazova
26 Ноября 2023

Хочется всем педагогам центра на Касимовском шоссе 15 к.2 сказать огромное спасибо за их труд, самоотдачу и терпение. Мы занимаемся с 5ти лет и жалеем что не узнали раньше про центр. До занятий у нас отсутствовал зрительный контакт, сейчас мы смотрим в глаза. Поначалу Ярославу заниматься не очень нравилось, быстро терял интерес и переключался, сейчас ходит с большим удовольствием и стал более усидчивым. Появилась обращённая речь, просьбы, улучшилось понимание. Улучшилось поведение. Словарный запас расширяется с каждый днем и все это благодаря педагогам, которые работают сообща и нацелены на результат. Спасибо большое нашим волшебницам!!! Любови Зотовой, Светлане Исаковой, Ольге Кузнецовой, Юлии Ериковой, Наталье Рогозиной, Александре Стрюковой, Мадине Слобода

ВСЕ ОТЗЫВЫ