Чем занимается логопед-дефектолог
Логопед-дефектолог занимается с детьми с двух лет «запуском» речи, а также коррекцией всех психических процессов, звукопроизношения, слоговой структуры и грамматики, развитием понимания речи, коррекцией заикания, фонематического и речевого слуха, формированием навыков звукобуквенного анализа.
Зачем обращаться к логопеду-дефектологу?
Чтобы «запустить» речь у неговорящего малыша
«Запуск» речи-это специальная техника работы, сочетающая в себе формирование учебного поведения, произвольности, моторной и артикуляционной имитации, развитие понимания речи. С помощью комбинации различных упражнений, логопед стимулирует ребёнка произносить звукоподражания, а затем слова.
Для коррекции фонематического и речевого слуха
Фонематический слух очень важен для умения различать слова, похожие по звучанию, например, машинка-малинка, бак-бык, почка-бочка.
Речевой слух-это умение воспроизвести звуки и слоги, похожие по способу образования и звучанию, например, ПА-БА, КА-ГА, СА-ЗА.
Если ребёнок затрудняется повторить заданный порядок звуков или слов, то вероятно, будут ошибки в письменной речи, связанные с заменами похожих звуков. Такое нарушение будет называться дисграфией. Очень важно выявить наличие нарушений речевого и фонематического слуха и скорректировать его ещё до школьного обучения.
Для развития понимания речи
Понимание речи-важнейшее условие нормального психического развития. При сниженном понимании развитие речи и психики будет идти дефектно. Логопед дефектолог применяет специальные техники, чтобы ребёнок начал понимать названия предметов и их характеристики. Учит составлять предложения и отвечать на вопросы, используя пиктограммы, образы, подписи.
Для коррекции звукопроизношения
При дислалии и дизартирии нарушается звукопроизношение. Логопед, продиагностировав ребёнка, поставит логопедический диагноз. На занятиях, при необходимости, будет применять лого-массаж для нормализации тонуса артикуляционных мышц.
Постановка звуков начинается с 5 лет, но если нарушены звуки раннего онтегенеза, то можно начинать раньше. К началу обучения в школе, все звуки должны быть поставлены и введены в речь.
Специалист поможет справиться с заиканием
Коррекция заикания представляет комплексную и многогранную работу над всеми сторонами речи, а также психологическую терапию. Логопед обучит ребёнка технике чередования напряжения/расслабления, релаксации для снятия напряжения, плавной речи.
В занятиях по коррекции заикания используется нейрокоррекция, пение, работа дыханием, тонусом, ритмом.
При заикании рекомендуется медикаментозное лечение, соблюдение режима дня, а так же плаванье, катание на велосипеде, то есть те виды деятельности, которые отвечают за межполушарное взаимодействие.
Чтобы скорректировать нарушения грамматики
Нарушение грамматического строя речи носит название ОНР (общее недоразвитие речи). Нарушаются все компоненты языка: лексика, грамматика, фонетика.
ОНР имеет 3 степени. Коррекция ОНР длительная, объём работы большой.
Логопед дефектолог уточняет степень выраженности нарушения и выстраивает план коррекции. Эффективно привлекать к работе смежного специалиста-нейропсихолога.
Когда необходимо обращаться к логопеду-дефектологу?
При отсутствии речи или скудном словарном запасе (менее 10 слов) у детей до 2-х лет
Мы работаем с малышами от полутора лет и стимулируем появление речи у неговорящих детей по современным методикам
Малыш до 3–4х лет говорит на «своём» языке, который понимают только близкие, и то не всегда
Коррекцией слоговой структуры и грамматики возможно заниматься уже в возрасте 2.5–3 года.
Если ребёнок недостаточно понимает речь, понимание ограничено набором отдельных слов, предложений
Если слух в норме, то такое проявление нарушения развития может диагностироваться как сенсомоторная алалия. Очень важно вовремя начать коррекционную работу, дабы не усугубить психическое состояние ребёнка.
Ребёнок в 5–7 лет имеет нарушения звукопроизношения
К моменту поступления в школу речь должна быть чистая, иначе вероятны ошибки на письме, связанные с недостаточностью умения различать, дифференцировать звуки.
В случае, если ребёнок пропускает, заменяет слоги при произнесении сложных слов, таких, как регулировщик, мотоциклист
Нарушение слоговой структуры слов приведёт к дисграфии.
Если ребёнок не отзывается на имя, не показывает пальчиком на предметы для привлечения внимания взрослых, игра ребёнка развита на более младших возраст, имеются признаки сенсорной дезинтеграции
Специалисты нашего центра с такими детьми занимаются кинезотерапией, сенсорной интеграцией, сенсомоторной коррекцией.
Вопрос — Ответ
Ребёнку 2.5 года, в речи только МАМА, ПАПА. Есть смысл подождать до трёх лет?
Однозначно, нет. В 2.5 года в речи ребёнка по возрастной норме должно быть 300 и больше слов, речь в этом возрасте фразовая. Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу, чтобы уточнить понимание речи, возможность имитации, уровень произвольности. Мы бы рекомендовали начинать занятия, чтобы помочь ребёнку побыстрее заговорить. Так же рекомендуем посетить невролога.
Ребёнку 3 года, он не разговаривает, очень расторможенный, не слушается. Как вы будете с ним заниматься?
Специалисты нашего центра имеют опыт работы по формированию учебного поведения.
Это первое, что мы будем формировать. Если ребёнок совершенно не сидит на месте, то манипулируя факторами окружающей среды мы будем формировать внимание, произвольность, усидчивость. Сначала ребёнок научится выполнять очень простые задания и получать поощрение. Логопед-дефектолог будет учить ребёнка имитации моторной и артикуляционной, затем уже произносить звуки, слова.
Ребёнку 5, 5 лет, он не может запомнить цвета, посчитать предметы. Считает так: 1, 2, 4, 7, 5. рассеянный, быстро устаёт, речь не грамотная, много звуков нарушены. К кому нам обратиться?
Рекомендуем обратиться к логопеду-дефектологоу и нейропсихологу. Комплексная работа двух специалистов даёт хороший результат. Если внимание и произвольность ребёнка низкая, работа по коррекции грамматики, звукопроизношения будет идти с большим трудом, так как для этого нужна высокая степень произвольности и самоконтроля.
Оба специалиста, каждый по‑своему, будет заниматься коррекцией психических процессов: восприятием, памятью, вниманием, мышлением, речью.
Ребёнку 6 лет, а он ещё не читает, хотя я пытаюсь его этому научить уже год. Нормально ли это?
У всех детей свой темп созревания психических процессов. Возможно, ваш ребёнок не готов ещё к этому. Не зря же возраст поступления в 1 класс 7 лет, а не 5 или 6.
Важно не научить ребёнка читать перед школой, а готовить его к обучению в школе. А именно, заниматься развитием его физических и психических процессов, корректировать звкопроизношение и грамматику, если есть такие нарушения.
Очень полезно для ребёнка конструировать, вырезать, делать аппликации, играть в мяч, кататься на велосипеде, плавать. Таким образом, происходит сенсорная интеграция и развивается моторное планирование, что гораздо важнее чем обучение чтению. Ребёнок с хорошим психо-физическим развитием, произвольным вниманием, речью и мышлением по возрасту, хорошей крупной и мелкой моторикой в 1 классе научится читать быстро и учиться ему будет интересно.