Алалия

Алалия

Алалия — глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех её компонентов — фонетико-фонематического и лексико-грамматического, снижается понимание речи.

Общие сведения

Алалия — это одно из самых тяжелых нарушений речи, при котором без специализированной логопедической помощи дети начинают намного позже говорить, чем при других нарушениях речи, или совсем не начинают говорить (поэтому алалия и получила свое название: «а» – приставка, обозначающая отсутствие чего-либо, и «lalio»–«говорю», «речь»).

Алалию разделяют на моторную и сенсорную.

Моторная алалия

В основе которой лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи близко к норме.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

Причины

На возникновение алалии оказывают влияние различные факторы, воздействующие на формирующийся мозг ребенка во внутриутробный период, во время родов и в период до года.

  • Гипоксия плода
  • Внутриутробное инфицирование плода
  • Токсикоз
  • Угроза выкидыша
  • Хронические соматические заболевания матери
  • Асфиксия новорожденного
  • Недоношенность, малый вес при рождении
  • Внутричерепная родовая травма
  • Частые и продолжительные заболевания ребенка первого года жизни
  • Операции под наркозом
  • Неблагоприятные социальные факторы

Диагностика

Для постановки точного диагноза необходима консультация специалистов логопедического, неврологического, психологического и отоларингологического профиля.

1

Логопедическое обследование. Логопед опрашивает родителей по особенностям внутриутробного и неонатального развития ребенка. Важным фактором являются сроки формирования моторных функций и речевых навыков. При оценке речи используется схема диагностики при ОНР (речевая моторика, качество импрессивной речи, фонематический слух, правильность произношения, грамматическое построение слогов, слов и предложений, понимание речи).

2

Неврологическое обследование. Требуется для диагностики и оценки степени и разновидности повреждения мозговых тканей. Для этого малышу проводят МРТ головного мозга, ЭЭГ, УЗДГ. Аудиометрия и отоскопия помогает исключить или подтвердить тугоухость, а также нарушения слухового восприятия при сенсорном типе патологии.

3

Нейропсихологическое обследование. Оно заключается в тщательном изучении всех видов восприятия, мышления, внимания.

При получении полных сведений о состоянии здоровья ребенка важно провести дифференциальную диагностику алалии с такими отклонениями, как ЗРР, тугоухость, олигофрения и расстройства аутистического спектра.

Коррекция моторной алалии

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии ведется работа над:

  • развитием понимания речи
  • формированием активного и пассивного словаря
  • отработкой звукоподражаний
  • отработкой слоговой структуры
  • формированием структуры связного высказывания
  • коррекцией грамматики
  • развитием связной речи
  • коррекцией звукопроизношения
  • формированием звукобуквенного анализа
  • развитием фонематического и речевого слуха.

Также, в занятия включается логоритмика и логопедический массаж. 

Коррекция сенсорной алалии

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть:

  • различением неречевых и речевых звуков
  • дифференциацией звуков, слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями,
  • пониманием фраз и речевых инструкций,
  • грамматическим строем речи.


По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка. При алалии рекомендуется раннее обучение детей письму и чтению.

Прогноз и профилактика

При раннем начале реабилитационного процесса с ребенком с алалией (до 3 лет), использовании комплексной терапии, проработкой речевых навыков одновременно с психическими функциями и методичном развитии всех составляющих речи возможно достичь успеха.


Если патология имеет моторную этиологию, то прогноз благоприятный и возможно полное формирование речи, а при сенсорных или сенсомоторных нарушениях — прогноз неопределенный. Прогресс зависит от степени повреждения головного мозга. У ребенка с речевыми отклонениями при школьном обучении могут возникнуть проблемы с письменной речью (дислексия, дисграфия).

При качественно проведенной коррекционной работе с детьми с речевыми отклонениями удается предотвратить развитие вторичной умственной отсталости.

Как мы работаем с детьми с алалией в нашем центре

01

Занятия с логопедом

Специалист помогает ребенку установить связь между словом и его значением. Для этого используются приемы имитации, стереогноз, глобальное чтение, фразовый конструктор.

02

Нейрокоррекция

Специалисты помогают ребенку с алалией улучшить слуховое и зрительное восприятие. Благодаря этому его мозг будет лучше распознавать речь и понимать ее значение.

03

Развитие психических процессов. Когнитивных функций

Развитие внимания, имитации, мышления, восприятия-эти задачи решаются всеми специалистами, работающими с детьми.

04

Интенсив курс

Рассчитан на 4 недели и включает в себя логопедию, дефектологию, АВА-терапию, сенсомоторную коррекцию, нейрокоррекцию, кинезотерапию, продуктивную деятельность. Групповые занятия «Круг» и коммуникативная группа также входят в программу.

Отзывы родителей мотивируют нас работать ещё лучше!

О
Оксана Сидорова
5 Декабря 2022

Мария Аркадьевна Никитина отличный специалист. Прогресс по обучению на лицо! Моим детям нравится у нее заниматься и часто спрашивает, когда будет следующее занятие! Особенно, нравится младшему (3,5 года)

Е
Екатерина Гребнева
4 Декабря 2023

Ходим заниматься в центр на касимовском шоссе 57,очень нравится.Обратились за помощью по запуску речи,сыну на тот момент было 2,8. Педагог у нас Ирина Кошелева.Просто замечательная!Сын в восторге,идет на занятия с радостью!🥹Ну и я,соответственно,тоже.Прогресс ощутимый,сын начал стараться говорить,складывать слова во фразы и предложения.Спасибо центру🤍

Л
Любовь Кудашева
7 Декабря 2023

Хочу сказать огромное спасибо Марии Валерьевне. Это профессионал с большой буквы! Занимаемся год в этом центре, ребенок с удовольствием ходит на занятия и ждёт их. Пришли мы с задержкой речи и сейчас у нас огромный прогресс, который отметил и наш невролог. Занятия разнообразные и эффективные! А Мария Валерьевна очень отзывчивый и чуткий специалист!!! Спасибо большое ❤️

Е
Екатерина Блохова
25 Декабря 2023

Занимаемся с Надеждой (Интернациональная, 18) с февраля прошлого года. Сначала ставили звуки, которые ребенок не мог нормально произносить: р/л/ш/щ/ч и др. В июле завершили курс. Т.е. за 6 мес Надежда научила моего сына правильному произношению звуков. Сейчас продолжаем ходить к Надежде, занимаясь подготовкой к школе. За 2 мес она научила моего сына читать слова! Плавно переходим к предложениям. Спасибо большое центру М.Черняк и лично нашей любимой Надежде!!! Это самый лучший педагог и друг моего Захарки!!

Я
Яна Андриянова
22 Декабря 2023

Добрый день! После консультации невролога моей дочке в 3,5 года были назначены занятия с логопедом для запуска речи) я по отзывам нашла ваш центр и не ошиблась! Мы попали к потрясающему специалисту Лилии Лопатиной. За почти пол года занятий, словарный запас дочки заметно расширился, она строит сложные предложения и рассказывает что с ней происходило в саду 😀 на занятия бежит с удовольствием. Огромное спасибо нашему преподавателю Лилит Владимировне за грамотный подход, интересные занятия и налаживание контакте с ребёнком 👏🏽👏🏽👏🏽

A
Almira Gilyazova
26 Ноября 2023

Хочется всем педагогам центра на Касимовском шоссе 15 к.2 сказать огромное спасибо за их труд, самоотдачу и терпение. Мы занимаемся с 5ти лет и жалеем что не узнали раньше про центр. До занятий у нас отсутствовал зрительный контакт, сейчас мы смотрим в глаза. Поначалу Ярославу заниматься не очень нравилось, быстро терял интерес и переключался, сейчас ходит с большим удовольствием и стал более усидчивым. Появилась обращённая речь, просьбы, улучшилось понимание. Улучшилось поведение. Словарный запас расширяется с каждый днем и все это благодаря педагогам, которые работают сообща и нацелены на результат. Спасибо большое нашим волшебницам!!! Любови Зотовой, Светлане Исаковой, Ольге Кузнецовой, Юлии Ериковой, Наталье Рогозиной, Александре Стрюковой, Мадине Слобода

ВСЕ ОТЗЫВЫ