Задержка развития (ЗПР)

Задержка  развития (ЗПР)

Задержка психического развития подразумевает сниженные темпы созревания психических функций (внимание, память, восприятие, мышление, речь). У такого ребенка будет недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий объем внимания и памяти, слабая саморегуляция, незрелость мышления, задержка эмоционального развития. Ребенок, как будто развит на более младший возраст.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) заключается в обратимых нарушениях мыслительной и эмоциональной области с особыми проблемами при проведении учебного процесса. Патология диагностируется у 16% детей всего земного шара. Патология по большей части относится к психолого-педагогическому профилю, но в ее основе могут находиться нарушения структуры мозга, поэтому для компенсации или устранения этого состояния используют знания из медицины – обычно это педиатрия и детская неврология.

Функции детской психики развиваются поэтапно, поэтому чаще всего диагноз «задержка психического развития» выставляется по достижении дошкольного возраста (4-5 лет), но чаще всего это происходит при поступлении детей в первый класс школы.

Причины и симптомы ЗПР

  • Патологии беременности и родов: инфекции во время беременности, тяжелый токсикоз, гипоксия плода, травмы при родах;
  • Инфекции и травмы в первые годы жизни;
  • Хронические заболевания;
  • Длительное ограничение нормальной жизнедеятельности ребенка, которое может быть связано как с хроническими заболеваниями, так и с неправильным воспитанием; длительные или частые психотравмирующие ситуации.

В случае с ЗПР необходима комплексная работа логопеда, психолога, нейропсихолога, невролога и родителей. Работа длительная, часто занимает не один год, но во многих случая ЗПР возможно скорректировать и подготовить ребенка к обучению в массовой школе.

В случае с ЗПР необходима комплексная работа логопеда, психолога, нейропсихолога, невролога и родителей. Работа длительная, часто занимает не один год, но во многих случая ЗПР возможно скорректировать и подготовить ребенка к обучению в массовой школе.

Диагностика

Чтобы выявить задержку развития психики, необходимо провести комплексное обследование логопедом, дефектологом, нейропсихологом.

Информация, полученные при проведении комплексного обследования, позволяет дать рекомендации по воспитательному и обучающему процессу в пределах специализированных образовательных заведений.

Чтобы выяснить, являются ли органические нарушения мозга причиной патологии, детей отправляют на консультацию в медицинское заведение для осмотра педиатром и неврологом. Эти врачи могут назначить инструментальные исследования: МРТ, КТ головного мозга, ЭЭГ и другие.

Специалисты проведут дифференциальную диагностику задержки в развитии психики ребенка с патологиями аутического спектра и олигофренией.

Коррекция ЗПР

При коррекционной деятельности с ЗПР необходимо использовать мультидисциплинарные методы и привлекать к терапии профильных специалистов в психологии, логопедии, неврологии и т.д. Коррекцию патологии психической сферы важно начать с раннего возраста 3-4 лет, она длится, как правило, несколько лет.

При коррекционной деятельности с ЗПР необходимо использовать мультидисциплинарные методы и привлекать к терапии профильных специалистов в психологии, логопедии, неврологии и т.д. Коррекцию патологии психической сферы важно начать с раннего возраста 3-4 лет, она длится, как правило, несколько лет.

Обучающий процесс

Обучающий процесс детей с психической задержкой направлен на прогресс в трех сферах:

  • Мыслительные процессы (мышление, внимание, запоминание, восприятие, познание);
  • Сенсорные и эмоциональные процессы (развиваются с использованием сказок, ролевых игр и рисования с педагогом);
  • Коррекция речевых нарушений (в процессе логопедических занятий в индивидуальном или групповом формате).

К коррекционной работе с детьми с ЗПР кроме обычных преподавателей привлекаются особые педагоги со знаниями в области психологии, дефектологии и социальных аспектов. При диагностике общих патологий или отклонений в работе мозга у детей в лечение включается лекарственные препараты. Физиотерапевтические процедуры, детский массаж, водолечение и лечебная физкультура используются как дополнительные методы.

Прогноз и профилактика

ЗПР при правильно организованном подходе хорошо поддается коррекции. Детям с ЗПР требуется помощь взрослых, чтобы успешно усвоить школьную программу, приобрести полезные навыки, в отличие от сверстников, которые многое узнают самостоятельно. При комплексном подходе такие дети успешно заканчивают школу и поступают в колледж, приобретают профессию и способны к самостоятельной жизни.

Так как задержка психического развития проявляется достаточно рано, то важно не упустить время для начала коррекционной работы, ведь именно это помогает достичь лучших результатов.

Как мы работаем с детьми с ЗПР в нашем центре

01

Комплексный подход

В случае с ЗПР необходима комплексная работа логопеда, психолога, нейропсихолога, невролога и родителей. Все эти специалисты есть в нашем центре.

02

Возможность присутствия родителей

Родители часто присутствуют на занятиях и получают домашние задания, чтобы закрепить результат. Благодаря совместному участию, родители лучше понимают, как помочь своему ребенку.

03

Работаем с детьми от 1,5 лет

Специалисты нашего центра проводят занятия по профилактике и коррекции ЗПР с детьми с раннего возраста, так как центр специализируется на работе с детьми с психо-речевой патологией.

04

Подготовка к обучению в школе

Во многих случаях задержку психического развития возможно скорректировать и подготовить ребенка к обучению в массовой школе. Наши специалисты начинают подготовку к школе детей с ЗПР с 5 лет.

Отзывы родителей мотивируют нас работать ещё лучше!

О
Оксана Сидорова
5 Декабря 2022

Мария Аркадьевна Никитина отличный специалист. Прогресс по обучению на лицо! Моим детям нравится у нее заниматься и часто спрашивает, когда будет следующее занятие! Особенно, нравится младшему (3,5 года)

Е
Екатерина Гребнева
4 Декабря 2023

Ходим заниматься в центр на касимовском шоссе 57,очень нравится.Обратились за помощью по запуску речи,сыну на тот момент было 2,8. Педагог у нас Ирина Кошелева.Просто замечательная!Сын в восторге,идет на занятия с радостью!🥹Ну и я,соответственно,тоже.Прогресс ощутимый,сын начал стараться говорить,складывать слова во фразы и предложения.Спасибо центру🤍

Л
Любовь Кудашева
7 Декабря 2023

Хочу сказать огромное спасибо Марии Валерьевне. Это профессионал с большой буквы! Занимаемся год в этом центре, ребенок с удовольствием ходит на занятия и ждёт их. Пришли мы с задержкой речи и сейчас у нас огромный прогресс, который отметил и наш невролог. Занятия разнообразные и эффективные! А Мария Валерьевна очень отзывчивый и чуткий специалист!!! Спасибо большое ❤️

Е
Екатерина Блохова
25 Декабря 2023

Занимаемся с Надеждой (Интернациональная, 18) с февраля прошлого года. Сначала ставили звуки, которые ребенок не мог нормально произносить: р/л/ш/щ/ч и др. В июле завершили курс. Т.е. за 6 мес Надежда научила моего сына правильному произношению звуков. Сейчас продолжаем ходить к Надежде, занимаясь подготовкой к школе. За 2 мес она научила моего сына читать слова! Плавно переходим к предложениям. Спасибо большое центру М.Черняк и лично нашей любимой Надежде!!! Это самый лучший педагог и друг моего Захарки!!

Я
Яна Андриянова
22 Декабря 2023

Добрый день! После консультации невролога моей дочке в 3,5 года были назначены занятия с логопедом для запуска речи) я по отзывам нашла ваш центр и не ошиблась! Мы попали к потрясающему специалисту Лилии Лопатиной. За почти пол года занятий, словарный запас дочки заметно расширился, она строит сложные предложения и рассказывает что с ней происходило в саду 😀 на занятия бежит с удовольствием. Огромное спасибо нашему преподавателю Лилит Владимировне за грамотный подход, интересные занятия и налаживание контакте с ребёнком 👏🏽👏🏽👏🏽

A
Almira Gilyazova
26 Ноября 2023

Хочется всем педагогам центра на Касимовском шоссе 15 к.2 сказать огромное спасибо за их труд, самоотдачу и терпение. Мы занимаемся с 5ти лет и жалеем что не узнали раньше про центр. До занятий у нас отсутствовал зрительный контакт, сейчас мы смотрим в глаза. Поначалу Ярославу заниматься не очень нравилось, быстро терял интерес и переключался, сейчас ходит с большим удовольствием и стал более усидчивым. Появилась обращённая речь, просьбы, улучшилось понимание. Улучшилось поведение. Словарный запас расширяется с каждый днем и все это благодаря педагогам, которые работают сообща и нацелены на результат. Спасибо большое нашим волшебницам!!! Любови Зотовой, Светлане Исаковой, Ольге Кузнецовой, Юлии Ериковой, Наталье Рогозиной, Александре Стрюковой, Мадине Слобода

ВСЕ ОТЗЫВЫ