Задержка развития (ЗПР)
Задержка психического развития подразумевает сниженные темпы созревания психических функций (внимание, память, восприятие, мышление, речь). У такого ребенка будет недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий объем внимания и памяти, слабая саморегуляция, незрелость мышления, задержка эмоционального развития. Ребенок, как будто развит на более младший возраст.
Общие сведения
Задержка психического развития (ЗПР) заключается в обратимых нарушениях мыслительной и эмоциональной области с особыми проблемами при проведении учебного процесса. Патология диагностируется у 16% детей всего земного шара. Патология по большей части относится к психолого-педагогическому профилю, но в ее основе могут находиться нарушения структуры мозга, поэтому для компенсации или устранения этого состояния используют знания из медицины – обычно это педиатрия и детская неврология.
Функции детской психики развиваются поэтапно, поэтому чаще всего диагноз «задержка психического развития» выставляется по достижении дошкольного возраста (4-5 лет), но чаще всего это происходит при поступлении детей в первый класс школы.
Причины и симптомы ЗПР
- Патологии беременности и родов: инфекции во время беременности, тяжелый токсикоз, гипоксия плода, травмы при родах;
- Инфекции и травмы в первые годы жизни;
- Хронические заболевания;
- Длительное ограничение нормальной жизнедеятельности ребенка, которое может быть связано как с хроническими заболеваниями, так и с неправильным воспитанием; длительные или частые психотравмирующие ситуации.
В случае с ЗПР необходима комплексная работа логопеда, психолога, нейропсихолога, невролога и родителей. Работа длительная, часто занимает не один год, но во многих случая ЗПР возможно скорректировать и подготовить ребенка к обучению в массовой школе.
В случае с ЗПР необходима комплексная работа логопеда, психолога, нейропсихолога, невролога и родителей. Работа длительная, часто занимает не один год, но во многих случая ЗПР возможно скорректировать и подготовить ребенка к обучению в массовой школе.
Диагностика
Чтобы выявить задержку развития психики, необходимо провести комплексное обследование логопедом, дефектологом, нейропсихологом.
Информация, полученные при проведении комплексного обследования, позволяет дать рекомендации по воспитательному и обучающему процессу в пределах специализированных образовательных заведений.
Чтобы выяснить, являются ли органические нарушения мозга причиной патологии, детей отправляют на консультацию в медицинское заведение для осмотра педиатром и неврологом. Эти врачи могут назначить инструментальные исследования: МРТ, КТ головного мозга, ЭЭГ и другие.
Специалисты проведут дифференциальную диагностику задержки в развитии психики ребенка с патологиями аутического спектра и олигофренией.
Коррекция ЗПР
При коррекционной деятельности с ЗПР необходимо использовать мультидисциплинарные методы и привлекать к терапии профильных специалистов в психологии, логопедии, неврологии и т.д. Коррекцию патологии психической сферы важно начать с раннего возраста 3-4 лет, она длится, как правило, несколько лет.
При коррекционной деятельности с ЗПР необходимо использовать мультидисциплинарные методы и привлекать к терапии профильных специалистов в психологии, логопедии, неврологии и т.д. Коррекцию патологии психической сферы важно начать с раннего возраста 3-4 лет, она длится, как правило, несколько лет.
Обучающий процесс
Обучающий процесс детей с психической задержкой направлен на прогресс в трех сферах:
- Мыслительные процессы (мышление, внимание, запоминание, восприятие, познание);
- Сенсорные и эмоциональные процессы (развиваются с использованием сказок, ролевых игр и рисования с педагогом);
- Коррекция речевых нарушений (в процессе логопедических занятий в индивидуальном или групповом формате).
К коррекционной работе с детьми с ЗПР кроме обычных преподавателей привлекаются особые педагоги со знаниями в области психологии, дефектологии и социальных аспектов. При диагностике общих патологий или отклонений в работе мозга у детей в лечение включается лекарственные препараты. Физиотерапевтические процедуры, детский массаж, водолечение и лечебная физкультура используются как дополнительные методы.
Прогноз и профилактика
ЗПР при правильно организованном подходе хорошо поддается коррекции. Детям с ЗПР требуется помощь взрослых, чтобы успешно усвоить школьную программу, приобрести полезные навыки, в отличие от сверстников, которые многое узнают самостоятельно. При комплексном подходе такие дети успешно заканчивают школу и поступают в колледж, приобретают профессию и способны к самостоятельной жизни.
Так как задержка психического развития проявляется достаточно рано, то важно не упустить время для начала коррекционной работы, ведь именно это помогает достичь лучших результатов.
Как мы работаем с детьми с ЗПР в нашем центре
Комплексный подход
В случае с ЗПР необходима комплексная работа логопеда, психолога, нейропсихолога, невролога и родителей. Все эти специалисты есть в нашем центре.
Возможность присутствия родителей
Родители часто присутствуют на занятиях и получают домашние задания, чтобы закрепить результат. Благодаря совместному участию, родители лучше понимают, как помочь своему ребенку.
Работаем с детьми от 1,5 лет
Специалисты нашего центра проводят занятия по профилактике и коррекции ЗПР с детьми с раннего возраста, так как центр специализируется на работе с детьми с психо-речевой патологией.
Подготовка к обучению в школе
Во многих случаях задержку психического развития возможно скорректировать и подготовить ребенка к обучению в массовой школе. Наши специалисты начинают подготовку к школе детей с ЗПР с 5 лет.