Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детский церебральный паралич (ДЦП)

ДЦП является следствием поражения головного мозга и проявляется в нарушениях моторики, тонуса, слуха, зрения, речи, умственного развития, нарушении работы ЖКТ. При ДЦП необходима коррекция всех навыков.

Общие сведения

Диагноз «детский церебральный паралич» выставляется у 1,7-7 из 1000 детей до 12 месяцев. В Российской Федерации эта цифра достигает до 6 случаев на 1000 малышей. При преждевременных родах этот показатель повышается в 10 раз по отношению к рожденным в срок детям. Среди детей с ДЦП 40-50% появились на свет раньше установленного срока.


Среди всех хронических болезней в педиатрии детский церебральный паралич занимает первое место. Резкое увеличение детей с ДЦП связано не только с ухудшением экологической обстановки, но и с прогрессом в области неонатологии, благодаря которому стало возможным выживание новорожденных со всевозможными патологиями, в том числе недоношенных малышей, которые рождаются с весом от 0,5 кг.

Симптомы и причины ДЦП

Детский церебральный паралич возникает вследствие перенесенной травмы головного мозга или врожденных аномалий развития. Но точная причина отклонений так и неизвестна. Повреждение тканей головного мозга может возникать на этапе внутриутробного развития, при рождении или даже в первые 2-3 года жизни малыша.

ДЦП может развиваться в период вынашивания ребенка или при рождении из-за инфекционных процессов или болезней будущей матери, наследственной предрасположенности, нарушений развития плода или осложнениях при родах или в послеродовом периоде. Любой из этих факторов может сильно повлиять на ребенка, его развитие, доставку питательных веществ через кровь, кровоснабжение. Так, постоянная гипогликемия (недостаточный уровень сахара в крови малыша) может стать причиной ДЦП.

При преждевременном рождении головной мозг ребенка не развивается полностью, что может стать причиной развития патологии. У новорожденных, которые родились раньше предполагаемого срока, существует высокий риск мозгового кровоизлияния (внутрижелудочковое кровотечение). Кроме того, перивентрикулярная лейкомаляция (состояние, которое характеризуется органическими нарушениями в белом мозговом веществе) чаще всего выявляется именно у малышей, родившихся раньше на несколько недель. Оба этих расстройства могут вызвать развитие церебрального паралича у детей.


Если ребенок до 2-3 лет перенес тяжелое поражение мозга, например, менингит, черепно-мозговую травму из-за гипоксии мозга или в результате несчастного случая, то риск развития ДЦП повышается в разы. Эти случаи могут привести к серьезным осложнениям ЦНС.

Диагностика

При консультации ребенка врач обращает внимание на следующие моменты:

  • низкий балл по Апгару при рождении малыша;
  • проблемы с мышечным тонусом;
  • слишком высокая активность движений;
  • отставание в психическом и физическом развитии.


Отсутствие контакта с родителями также говорит в пользу ДЦП. Эти симптомы позволяют врачу заподозрить нарушения мышечного тонуса и проблемы неврологического характера. Специалист должен направить такого малыша на обследование к неврологу.

При предварительном диагнозе или подозрении на детский церебральный паралич невролог проводит визуальный осмотр ребенка. Для установления наличия повреждений мозговых тканей назначаются следующие инструментальные методы исследования:

  • электронейрография, электромиография (исследование мозга и проводимости мышечных волокон);
  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • исследование вызванных потенциалов;


Эти диагностические процедуры позволяют отличить ДЦП от заболеваний неврологического характера, передающихся по наследству до 1 года (атаксия Фредрейха, врожденная миопатия, синдром Луи-Бар и другие). Результаты МРТ головного мозга и нейросонографии у детей с ДЦП помогают выявить дополнительные изменения в органической структуре мозга (очаги ишемии или кровоизлияний, отмирание зрительных нервов, перивентрикулярная лейкомаляция) и узнать о врожденных аномалиях развития мозга (гидроцефалия, микроцефалия и другие отклонения).

Для комплексного подхода при диагностике ДЦП ребенок направляется на консультацию к специалистам офтальмологического, логопедического, отоларингологического, психиатрического и эпилептологического профиля. Для проведения дифференциальной диагностики используются биохимический анализ крови и тест на генетические болезни, чтобы отличить ДЦП от нарушений обмена и наследственных патологий.

Коррекция

Наш центр не является профильным в работе с детьми с ДЦП, но в своей работе мы используем приемы и упражнения адаптивной физкультуры (АФК), лечебной физкультуры (ЛФК), Мягкой школы, проводим логопедический массаж.


Так как помимо физических нарушений, дети с проявлениями ДЦП имеют психо-речевые нарушения, то основная коррекция в нашем центре проводится логопедами-дефектологами, нейропсихологами и специалистами по сенсорной интеграции.  

Прогноз и профилактика

Степень излечения ребенка от ДЦП зависит от разновидности церебрального паралича, постоянства и раннего начала реабилитационной терапии. В особо тяжелых случаях болезнь ведет к полной инвалидности. Но чаще всего благодаря усилиям родителей и медицинских специалистов удается достичь ремиссии. Детский мозг растет и развивается, а также обладает гибкостью и огромным потенциалом, поэтому здоровые ткани мозга могут частично взять на себя утраченные функции поврежденных.

Профилактика детского церебрального паралича заключается в создании благоприятных условий для матери в дородовом периоде, регулярном посещении специалистов для выявления гипоксии плода или других жизнеугрожающих состояний для малыша. При наступлении родов важно, чтобы их вели квалифицированные специалисты, которые выберут лучший способ родоразрешения без риска возникновения отклонений у малыша.

Как мы работаем с детьми с ЗРР в нашем центре

01

Логопедическая работа

Развитие и коррекция всех компонентов речи: нормализация мышечного тонуса органов артикуляции при проявлении гипо или гипертонуса, развитие речевого дыхания, направленного выдоха, артикуляционных движений, постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структуры и грамматики, формирование структуры связного высказывания.

02

Коррекция тонуса и моторики

тренировка равновесия, координации, ритмичности и точности движений, формирование правильного захвата, двуручной координации и координации глаз-рука.

03

Коррекция психо-эмоциональной сферы

Приглашаем детей с ДЦП на групповые занятия «Круг» для организации взаимодействия с детьми нормотипичными или имеющими сходные нарушения.

04

Подготовка к школе

Обучение детей с проявлениями ДЦП навыкам и умениям, необходимыми для обучения в школе проводится в индивидуальном и подгрупповом формате: чтение, письмо, основы математики.

Отзывы родителей мотивируют нас работать ещё лучше!

О
Оксана Сидорова
5 Декабря 2022

Мария Аркадьевна Никитина отличный специалист. Прогресс по обучению на лицо! Моим детям нравится у нее заниматься и часто спрашивает, когда будет следующее занятие! Особенно, нравится младшему (3,5 года)

Е
Екатерина Гребнева
4 Декабря 2023

Ходим заниматься в центр на касимовском шоссе 57,очень нравится.Обратились за помощью по запуску речи,сыну на тот момент было 2,8. Педагог у нас Ирина Кошелева.Просто замечательная!Сын в восторге,идет на занятия с радостью!🥹Ну и я,соответственно,тоже.Прогресс ощутимый,сын начал стараться говорить,складывать слова во фразы и предложения.Спасибо центру🤍

Л
Любовь Кудашева
7 Декабря 2023

Хочу сказать огромное спасибо Марии Валерьевне. Это профессионал с большой буквы! Занимаемся год в этом центре, ребенок с удовольствием ходит на занятия и ждёт их. Пришли мы с задержкой речи и сейчас у нас огромный прогресс, который отметил и наш невролог. Занятия разнообразные и эффективные! А Мария Валерьевна очень отзывчивый и чуткий специалист!!! Спасибо большое ❤️

Е
Екатерина Блохова
25 Декабря 2023

Занимаемся с Надеждой (Интернациональная, 18) с февраля прошлого года. Сначала ставили звуки, которые ребенок не мог нормально произносить: р/л/ш/щ/ч и др. В июле завершили курс. Т.е. за 6 мес Надежда научила моего сына правильному произношению звуков. Сейчас продолжаем ходить к Надежде, занимаясь подготовкой к школе. За 2 мес она научила моего сына читать слова! Плавно переходим к предложениям. Спасибо большое центру М.Черняк и лично нашей любимой Надежде!!! Это самый лучший педагог и друг моего Захарки!!

Я
Яна Андриянова
22 Декабря 2023

Добрый день! После консультации невролога моей дочке в 3,5 года были назначены занятия с логопедом для запуска речи) я по отзывам нашла ваш центр и не ошиблась! Мы попали к потрясающему специалисту Лилии Лопатиной. За почти пол года занятий, словарный запас дочки заметно расширился, она строит сложные предложения и рассказывает что с ней происходило в саду 😀 на занятия бежит с удовольствием. Огромное спасибо нашему преподавателю Лилит Владимировне за грамотный подход, интересные занятия и налаживание контакте с ребёнком 👏🏽👏🏽👏🏽

A
Almira Gilyazova
26 Ноября 2023

Хочется всем педагогам центра на Касимовском шоссе 15 к.2 сказать огромное спасибо за их труд, самоотдачу и терпение. Мы занимаемся с 5ти лет и жалеем что не узнали раньше про центр. До занятий у нас отсутствовал зрительный контакт, сейчас мы смотрим в глаза. Поначалу Ярославу заниматься не очень нравилось, быстро терял интерес и переключался, сейчас ходит с большим удовольствием и стал более усидчивым. Появилась обращённая речь, просьбы, улучшилось понимание. Улучшилось поведение. Словарный запас расширяется с каждый днем и все это благодаря педагогам, которые работают сообща и нацелены на результат. Спасибо большое нашим волшебницам!!! Любови Зотовой, Светлане Исаковой, Ольге Кузнецовой, Юлии Ериковой, Наталье Рогозиной, Александре Стрюковой, Мадине Слобода

ВСЕ ОТЗЫВЫ