Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития проявляется достаточно рано, первые признаки можно наблюдать ещё до года. Ребенок не гулит, не лепечет. Или гуление и лепет сильно запаздывают, маловыразительны, плохо интонированны.

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – нарушение, при котором ребенок более медленно осваивает родной язык в разговорной форме, чем его сверстники. Эта патология диагностируется на стадии раннего или среднего формирования речевых процессов. Заключение логопеда «задержка речевого развития» выставляется только у малышей до 3-4 лет. Медленный темп освоения речи проявляется во всех составляющих языка: ранние звуки до 2 лет, словарный запас, грамматика языка, отдельные фразы, связность речи.

Отставание в формировании речи выявляется у 10 % всех детей, но мальчики подвержены нарушению в 4 раза больше девочек.

При диагнозе задержка речевого развития (ЗРР) сохраняются все психические функции, кроме формирования речи. Одним из главных признаков речевой задержки является несоответствие имеющихся речевых навыков возрасту малыша. У ребенка хорошо развиты мыслительные способности, интеллект и эмоциональная сфера, но формирование речи отстает на 2-3 возрастных промежутка.

Малыш с ЗРР адекватно реагирует на речь, обращенную к нему, понимает ее, может выполнить инструкции в 1-2 этапа, но говорит мало и без энтузиазма. Он не воспринимает речь как инструмент для общения со взрослыми. При отсутствии коррекционной работы ЗРР может осложниться ЗПРР.

Причины и симптомы ЗРР

Задержка речевого развития чаще всего бывает вызвана патологией беременности и родов. Часто таким малышам ставят диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), ММД (минимальная мозговая дисфункция). По нашим многолетним наблюдениям, на одном только неврологическом лечении ребенок говорить не начинает. А вот интенсивная логопедическая работа часто и без лечения приносит желаемый результат. Но, конечно, учитывать рекомендации врача нужно обязательно!

Поздно начавшие говорить дети, как правило, имеют сложности в освоении школьных навыков, письма, в частности. Речь – это показатель развития ребенка и часто такие дети приобретают еще и диагноз ЗПР (задержка психического развития). Вообщем, позднее появление речи влечет за собой целый комплекс проблем. Поэтому, за появлением речи нужно наблюдать очень внимательно. Чем раньше начать занятия , тем лучше!

Критерии нормативного речевого развития

  • К 1,5 годам в речи ребенка 20-30 слов, ребенок достаточно хорошо понимает речь, может показать бытовые предметы, игрушки, части тела.
  • В 2 – 2,5 года словарь достигает 200 слов, появляется просая фраза (2-3 слова).
  • В 3 года словарь достигает 800 слов. Ребенок общается развернутой фразой.

Несколько мифов, «благодаря» которым родители упускают столь драгоценное время начала коррекции:

  • Мальчики позже начинают говорить — миф!
  • Пойдёт в сад, заговорит — миф!
  • Сейчас все начинают говорить позже — миф!
  • Сделай вид, что ты его не понимаешь, заговорит — миф!
  • До 5 лет молчал, потом заговорил предложениями — миф!
  • Невролог полечит, заговорит — миф!

Диагностика

Родителям детей с задержкой речи нужно проконсультироваться у медицинских специалистов педиатрического, психиатрического, психологического, неврологического и отоларингологического профиля. Основными целями начального обследования ребенка являются определение общего состояния здоровья, выявление предположительных причин отставания в формировании речи и назначение консультации у профильного специалиста.

Медицинское обследование

Для выявления возможных поражений тканей мозга у детей проводятся неврологические исследования (сканирование основных артерий шеи и головы, ЭЭГ). Визит к отоларингологу позволяет подтвердить или исключить нарушения среднего уха и воспалительные процессы, из-за которых развивается тугоухость.

Обследование у логопеда

Специалист собирает анамнез и изучает медицинскую документацию от других врачей.
Логопед определяет уровень понимания речи, степень выраженности задержки речевого развития, выявляет нарушения тонуса артикуляционных мышц, состояние моторики, праксиса. оценивает моторные функции ребенка и контакт ребенка со взрослыми.
Если ребенок произносит слова, то специалист узнает о времени их формирования, количестве слов в лексиконе, активности в общении, качестве фраз, связности разговора и т.д.

Психологическое тестирование

Специалисты в области логопедии и детской психологии проводят оценку психических функций и тестирование качества речи.

Важно проводить дифференциальную диагностику ЗРР и алалии, общими проблемами в развитии (олигофрения, расстройства аутического спектра).

Коррекция нарушения

Логопеды и нейропсихологи проводят индивидуальные занятия с детьми с ЗРР для формирования речевых навыков и мыслительных способностей.
Важнейшей составляющей успешной коррекции является формирование учебного поведения ребенка, то есть адекватного выполнения просьб и инструкций взрослого.

Так как большинство детей с ЗРР это малыши до 4х лет, то в силу и возраста и неврологических проблем и, зачастую, воспитания, они имеют достаточно выраженные проблемы поведения (низкая произвольность, избегание, манипуляция взрослыми), то установление руководящего контроля является главной задачей специалиста, работающего с маленькими детьми.

Мы используем приёмы и методы АВА-терапии при формировании учебного поведения, развития произвольности, внимания, саморегуляции. Вызываем и отрабатываем звукоподражания и, в дальнейшем, отрабатываем слоговую структуру слов 1-2 слогового класса.
Обычно, при ЗРР этого бывает достаточно, чтобы ребенок «разговорился».
В занятие включается логопедический массаж, который сначала проводится в игровой форме, чтобы ребёнок привык к манипуляциям.

Прогноз и профилактика

Успешность коррекции ЗРР зависит от времени начала коррекционной работы. Важным фактором является активное участие родителей, соблюдение требований и рекомендаций профильных специалистов в домашних условиях.
Профилактические мероприятия по ЗРР заключаются в комфортном протекании беременности, родов и периода после них, а также создании приятной обстановки в семье и окружающей социальной среде для своевременного речевого развития ребенка.

Родителям важно выбирать детские игрушки с уклоном в развитие речи и других навыков, а также следить за тем, чтобы информация, поступающая к малышу, подходила для его возраста и была актуальна в данный момент. Чтобы оценить степень формирования речевых навыков, необходимо обратиться к логопеду в 2-2,5 года.

Как мы работаем с детьми с ЗРР в нашем центре

01

Интенсивная логопедическая работа

Грамотная работа логопеда часто и без медикаментозного лечения приносит желаемый результат, но мы проводим реабилитацию детей с ЗРР с учетом диагноза и рекомендаций невролога.

02

Формирование учебного поведения

Что является базой для всей коррекционно логопедической работы с любым ребенком, и для малыша с ЗРР тоже. Мы находим стимулы для каждого ребенка и манипулируя ими добиваемся поставленных целей.

03

Комплексная работа

Применение в занятиях методов кинезотерапии, сенсорной интеграции, нейрокоррекции отлично дополняют работу по коррекции речи.

04

Раннее начало

Мы диагностируем и корректируем задержку речи начиная с 1,5 лет. Детям этого возраста мы рекомендуем программу сенсомоторной коррекции и в дальнейшем. примерно с 2х лет подключается логопед.

Отзывы родителей мотивируют нас работать ещё лучше!

О
Оксана Сидорова
5 Декабря 2022

Мария Аркадьевна Никитина отличный специалист. Прогресс по обучению на лицо! Моим детям нравится у нее заниматься и часто спрашивает, когда будет следующее занятие! Особенно, нравится младшему (3,5 года)

Е
Екатерина Гребнева
4 Декабря 2023

Ходим заниматься в центр на касимовском шоссе 57,очень нравится.Обратились за помощью по запуску речи,сыну на тот момент было 2,8. Педагог у нас Ирина Кошелева.Просто замечательная!Сын в восторге,идет на занятия с радостью!🥹Ну и я,соответственно,тоже.Прогресс ощутимый,сын начал стараться говорить,складывать слова во фразы и предложения.Спасибо центру🤍

Л
Любовь Кудашева
7 Декабря 2023

Хочу сказать огромное спасибо Марии Валерьевне. Это профессионал с большой буквы! Занимаемся год в этом центре, ребенок с удовольствием ходит на занятия и ждёт их. Пришли мы с задержкой речи и сейчас у нас огромный прогресс, который отметил и наш невролог. Занятия разнообразные и эффективные! А Мария Валерьевна очень отзывчивый и чуткий специалист!!! Спасибо большое ❤️

Е
Екатерина Блохова
25 Декабря 2023

Занимаемся с Надеждой (Интернациональная, 18) с февраля прошлого года. Сначала ставили звуки, которые ребенок не мог нормально произносить: р/л/ш/щ/ч и др. В июле завершили курс. Т.е. за 6 мес Надежда научила моего сына правильному произношению звуков. Сейчас продолжаем ходить к Надежде, занимаясь подготовкой к школе. За 2 мес она научила моего сына читать слова! Плавно переходим к предложениям. Спасибо большое центру М.Черняк и лично нашей любимой Надежде!!! Это самый лучший педагог и друг моего Захарки!!

Я
Яна Андриянова
22 Декабря 2023

Добрый день! После консультации невролога моей дочке в 3,5 года были назначены занятия с логопедом для запуска речи) я по отзывам нашла ваш центр и не ошиблась! Мы попали к потрясающему специалисту Лилии Лопатиной. За почти пол года занятий, словарный запас дочки заметно расширился, она строит сложные предложения и рассказывает что с ней происходило в саду 😀 на занятия бежит с удовольствием. Огромное спасибо нашему преподавателю Лилит Владимировне за грамотный подход, интересные занятия и налаживание контакте с ребёнком 👏🏽👏🏽👏🏽

A
Almira Gilyazova
26 Ноября 2023

Хочется всем педагогам центра на Касимовском шоссе 15 к.2 сказать огромное спасибо за их труд, самоотдачу и терпение. Мы занимаемся с 5ти лет и жалеем что не узнали раньше про центр. До занятий у нас отсутствовал зрительный контакт, сейчас мы смотрим в глаза. Поначалу Ярославу заниматься не очень нравилось, быстро терял интерес и переключался, сейчас ходит с большим удовольствием и стал более усидчивым. Появилась обращённая речь, просьбы, улучшилось понимание. Улучшилось поведение. Словарный запас расширяется с каждый днем и все это благодаря педагогам, которые работают сообща и нацелены на результат. Спасибо большое нашим волшебницам!!! Любови Зотовой, Светлане Исаковой, Ольге Кузнецовой, Юлии Ериковой, Наталье Рогозиной, Александре Стрюковой, Мадине Слобода

ВСЕ ОТЗЫВЫ