Задержка речевого развития (ЗРР)
Задержка речевого развития проявляется достаточно рано, первые признаки можно наблюдать ещё до года. Ребенок не гулит, не лепечет. Или гуление и лепет сильно запаздывают, маловыразительны, плохо интонированны.
Общие сведения
Задержка речевого развития (ЗРР) – нарушение, при котором ребенок более медленно осваивает родной язык в разговорной форме, чем его сверстники. Эта патология диагностируется на стадии раннего или среднего формирования речевых процессов. Заключение логопеда «задержка речевого развития» выставляется только у малышей до 3-4 лет. Медленный темп освоения речи проявляется во всех составляющих языка: ранние звуки до 2 лет, словарный запас, грамматика языка, отдельные фразы, связность речи.
Отставание в формировании речи выявляется у 10 % всех детей, но мальчики подвержены нарушению в 4 раза больше девочек.
При диагнозе задержка речевого развития (ЗРР) сохраняются все психические функции, кроме формирования речи. Одним из главных признаков речевой задержки является несоответствие имеющихся речевых навыков возрасту малыша. У ребенка хорошо развиты мыслительные способности, интеллект и эмоциональная сфера, но формирование речи отстает на 2-3 возрастных промежутка.
Малыш с ЗРР адекватно реагирует на речь, обращенную к нему, понимает ее, может выполнить инструкции в 1-2 этапа, но говорит мало и без энтузиазма. Он не воспринимает речь как инструмент для общения со взрослыми. При отсутствии коррекционной работы ЗРР может осложниться ЗПРР.
Причины и симптомы ЗРР
Задержка речевого развития чаще всего бывает вызвана патологией беременности и родов. Часто таким малышам ставят диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), ММД (минимальная мозговая дисфункция). По нашим многолетним наблюдениям, на одном только неврологическом лечении ребенок говорить не начинает. А вот интенсивная логопедическая работа часто и без лечения приносит желаемый результат. Но, конечно, учитывать рекомендации врача нужно обязательно!
Поздно начавшие говорить дети, как правило, имеют сложности в освоении школьных навыков, письма, в частности. Речь – это показатель развития ребенка и часто такие дети приобретают еще и диагноз ЗПР (задержка психического развития). Вообщем, позднее появление речи влечет за собой целый комплекс проблем. Поэтому, за появлением речи нужно наблюдать очень внимательно. Чем раньше начать занятия , тем лучше!
Критерии нормативного речевого развития
- К 1,5 годам в речи ребенка 20-30 слов, ребенок достаточно хорошо понимает речь, может показать бытовые предметы, игрушки, части тела.
- В 2 – 2,5 года словарь достигает 200 слов, появляется просая фраза (2-3 слова).
- В 3 года словарь достигает 800 слов. Ребенок общается развернутой фразой.
Несколько мифов, «благодаря» которым родители упускают столь драгоценное время начала коррекции:
- Мальчики позже начинают говорить — миф!
- Пойдёт в сад, заговорит — миф!
- Сейчас все начинают говорить позже — миф!
- Сделай вид, что ты его не понимаешь, заговорит — миф!
- До 5 лет молчал, потом заговорил предложениями — миф!
- Невролог полечит, заговорит — миф!
Диагностика
Родителям детей с задержкой речи нужно проконсультироваться у медицинских специалистов педиатрического, психиатрического, психологического, неврологического и отоларингологического профиля. Основными целями начального обследования ребенка являются определение общего состояния здоровья, выявление предположительных причин отставания в формировании речи и назначение консультации у профильного специалиста.
Медицинское обследование
Для выявления возможных поражений тканей мозга у детей проводятся неврологические исследования (сканирование основных артерий шеи и головы, ЭЭГ). Визит к отоларингологу позволяет подтвердить или исключить нарушения среднего уха и воспалительные процессы, из-за которых развивается тугоухость.
Обследование у логопеда
Специалист собирает анамнез и изучает медицинскую документацию от других врачей.
Логопед определяет уровень понимания речи, степень выраженности задержки речевого развития, выявляет нарушения тонуса артикуляционных мышц, состояние моторики, праксиса. оценивает моторные функции ребенка и контакт ребенка со взрослыми.
Если ребенок произносит слова, то специалист узнает о времени их формирования, количестве слов в лексиконе, активности в общении, качестве фраз, связности разговора и т.д.
Психологическое тестирование
Специалисты в области логопедии и детской психологии проводят оценку психических функций и тестирование качества речи.
Важно проводить дифференциальную диагностику ЗРР и алалии, общими проблемами в развитии (олигофрения, расстройства аутического спектра).
Коррекция нарушения
Логопеды и нейропсихологи проводят индивидуальные занятия с детьми с ЗРР для формирования речевых навыков и мыслительных способностей.
Важнейшей составляющей успешной коррекции является формирование учебного поведения ребенка, то есть адекватного выполнения просьб и инструкций взрослого.
Так как большинство детей с ЗРР это малыши до 4х лет, то в силу и возраста и неврологических проблем и, зачастую, воспитания, они имеют достаточно выраженные проблемы поведения (низкая произвольность, избегание, манипуляция взрослыми), то установление руководящего контроля является главной задачей специалиста, работающего с маленькими детьми.
Мы используем приёмы и методы АВА-терапии при формировании учебного поведения, развития произвольности, внимания, саморегуляции. Вызываем и отрабатываем звукоподражания и, в дальнейшем, отрабатываем слоговую структуру слов 1-2 слогового класса.
Обычно, при ЗРР этого бывает достаточно, чтобы ребенок «разговорился».
В занятие включается логопедический массаж, который сначала проводится в игровой форме, чтобы ребёнок привык к манипуляциям.
Прогноз и профилактика
Успешность коррекции ЗРР зависит от времени начала коррекционной работы. Важным фактором является активное участие родителей, соблюдение требований и рекомендаций профильных специалистов в домашних условиях.
Профилактические мероприятия по ЗРР заключаются в комфортном протекании беременности, родов и периода после них, а также создании приятной обстановки в семье и окружающей социальной среде для своевременного речевого развития ребенка.
Родителям важно выбирать детские игрушки с уклоном в развитие речи и других навыков, а также следить за тем, чтобы информация, поступающая к малышу, подходила для его возраста и была актуальна в данный момент. Чтобы оценить степень формирования речевых навыков, необходимо обратиться к логопеду в 2-2,5 года.
Как мы работаем с детьми с ЗРР в нашем центре
Интенсивная логопедическая работа
Грамотная работа логопеда часто и без медикаментозного лечения приносит желаемый результат, но мы проводим реабилитацию детей с ЗРР с учетом диагноза и рекомендаций невролога.
Формирование учебного поведения
Что является базой для всей коррекционно логопедической работы с любым ребенком, и для малыша с ЗРР тоже. Мы находим стимулы для каждого ребенка и манипулируя ими добиваемся поставленных целей.
Комплексная работа
Применение в занятиях методов кинезотерапии, сенсорной интеграции, нейрокоррекции отлично дополняют работу по коррекции речи.
Раннее начало
Мы диагностируем и корректируем задержку речи начиная с 1,5 лет. Детям этого возраста мы рекомендуем программу сенсомоторной коррекции и в дальнейшем. примерно с 2х лет подключается логопед.