Что такое сенсорные эталоны?
Сенсорные эталоны — это понятия цвета, формы, величины, длины, фактуры, веса. Эти понятия формируются в дошкольном возрасте и остаются неизменными. Умение различать, дифференцировать, сравнивать эти понятия лежит в основе когнитивных функций.
Что включает в себя продуктивная деятельность для формирования сенсорных эталонов?
Рисование
Методом рисования детей учат передавать форму, величину, длину, цвет предметов, их взаимное расположение. Например, нужно нарисовать мячи разного цвета и величины. Нарисовать длинную дорожку для Красной Шапочки и короткую для Волка. Нарисовать много кубиков для девочки и мало для мальчика.
Степень развития навыка рисования говорит о многом: развитие пространственного восприятия, мышления, воображения, фантазии, моторики.
Лепка
С помощью лепки детей учат передавать форму, размер, величину предметов, что лучше, чем рисование помогает осознать эти свойства. Именно лепка помогает сформировать навыки, необходимые для овладения письмом, так как при лепке тренируются мышцы всей руки и кисти, пальцев в частности
Конструирование
Построение фигур из кубиков по образцу и инструкции, позволяют ребёнку развить пространственное восприятие, осознать понятия выше-ниже, длинный-короткий, большой-маленький. Именно с манипулированием предметами можно хорошо отработать использование и значение предлогов.
Начинать работу по коррекции пространственного восприятия всегда нужно с предметов, и только потом переходить к картинкам.
Сенсорное насыщение
Взаимодействие с разнофактурным материалом способствует сенсорному насыщению ребёнка.
На занятиях мы используем манку, фасоль, кинестетический песок, солёное тесто, воду, жидкое мыло, гуащь, пену для бритья, каштаны, шишки, орехи. При гипо или гипер чувствительности ребёнок может или избегать взаимодействия с этими материалами или, наоборот, «залипать» на каком то из них. С течением времени сенсорное восприятие нормализуется и это положительно влияет на общее развитие ребёнка.
Игровая деятельность
Используя сенсорный материал, мы отрабатываем все необходимые понятия о свойствах и качествах предметов в процессе игры. Организуя игру, педагог ставит целью формировать определённые сенсорные эталоны для конкретного ребёнка, те, которые не сформированы совсем или знание их не стойкое.
Например, ребёнок не различает понятий-много-мало. Тогда педагог проводит много игр-упражнений на формирование этих понятий.
Вот примеры:
- Коту положи много «каши», а мышке мало.
- В коробку положи много каштанов, а в корзинку мало.
- Зайке налей много воды в стаканчик, а мишке мало.
Развитие речи
Именно в процессе предметной деятельности происходит развитие речи и её понимание. Взаимодействие с предметами и различным материалом приводит к развитию мышления и речи. Предметно-сенсорная деятельность должна лежать в основе всей коррекционной работы с ребёнком.
Кому рекомендуется программа «Формирование сенсорных эталонов»?
Детям с ЗПР
При задержке психического развития страдают практически все виды восприятия, а восприятие лежит в основе мышления. В процессе продуктивной деятельности формируется внимание, произвольность, восприятие, и, естественным образом, мышление.
Детям с речевыми нарушениями
Используя метод продуктивной деятельности, то есть производя с предметами и сенсорным материалом различные действия можно отрабатывать словарь существительных, прилагательных, глаголов, строить предложения.
Детям с хромосомными и органическими нарушениями и аутизмом.
В процессе продуктивной сенсорной деятельности мы стимулируем развитие тактильной, вестибулярной, проприоцептивной, зрительной, обонятельной, осязательной и других систем. То есть метод продуктивной деятельности вполне можно назвать методом сенсорной интеграции.
Детям с СДВГ
При гиперактивности и дефиците внимания, растоможенности, ребёнку сложно действовать по плану. Программа действий часто упрощается, пропускаются существенные детали, нарушается последовательность действия, что приводит к неудовлетворительному результату.
В процессе организованной предметно-практической деятельности ребёнок учится самоконтролю, развивается внимание, произвольность.
Вопрос — Ответ
Ребёнок 2.8. Синдром Дауна. Нужно ли нам программа «Формирование сенсорных эталонов»?
Да, конечно. При всех хромосомных нарушения, происходит снижение интеллекта, поэтому необходимо проводить специальные занятия, для формирования базы мышления и речи. И начинать нужно не с картинок и логопедических альбомов, а именно с формирования сенсорных эталонов на основе предметно-практической деятельности.
Мальчик 3, 4, невролог ставит ЗРР, моторная неловкость, пошёл в 1.7 Помогут ли ему такие занятия?
Да. Речь-это результат сенсомоторного развития ребёнка, то есть сенсорных и моторных систем. У ребёнка моторная неловкость, то есть моторные системы, в частности вестибулярная, развиты недостаточно хорошо, задержка речевого развития, вероятнее всего, отсюда.
Чем лучше ребёнок владеет телом, чем лучше оперирует предметами, тем легче формируются речевые навыки.
У неговорящих детей с изначально хорошим интеллектом со временем формируется ЗПР, поэтому стоит заниматься её профилактикой и формировать систему сенсорных эталонов в частности.