Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Это нарушение процессов формирования произносительной системы у детей
с речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения
фонем. Причиной является недостаточное распознавание мозгом звуковых сигналов

Общие сведения

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – расстройство речевого произношения, отличающееся фонематическими и фонетическими нарушениями. Основным диагностическим критерием патологии является неполное формирование правильного произношения звуков и слухового восприятия фонем, похожих по звучанию и способу артикуляции. Если у ребенка выявлено ФФН, ему будет трудно овладеть навыками письменной речи и чтения, а также возможно возникновение дислексии и дисграфии при обучении в школе.


Фонетико-фонематическое недоразвитие относится к нарушениям средств общения, как и ОНР, и является расстройством психолого-педагогического направления.

Фонетико-фонематическое недоразвитие относится к нарушениям средств общения, как и ОНР, и является расстройством психолого-педагогического направления. Благодаря четкому определению класса заболевания возможно грамотное построение коррекционной работы в зависимости от уровня формирования речи. В понятие ФФН входят множество патологий таких, как дизартрия, акустико-фонематическая и артикуляторно-фонематическая дислалия, ринолалия. Фонетико-фонематическое недоразвитие диагностируется до 25% всех детей с патологиями речи.

Причины и симптомы

В норме ребенок до 4-х лет должен уметь четко отличать похожие звуки друг от друга даже в составе слов и фраз и правильно их произносить. При отсутствии этого умения у малыша выставляется предварительный диагноз «фонетико-фонематическое недоразвитие».
Расстройство имеет либо врожденную, либо приобретенную форму. Рождение ребенка с патологией происходит под влиянием негативных факторов при внутриутробном развитии или из-за родовых травм.

Приобретенная форма появляется при следующих воздействиях:

  • Травмы головного мозга. При падении ребенок может получить сильный ушиб или сотрясение мозга, что иногда приводит к ФФН.
  • Вирусные инфекции. Заболевания могут иметь серьезные осложнения для детей до 1 года, пока иммунная система работает не в полную силу.
  • Наследственность. Если у одного из родителей было ФФН в детстве, то есть вероятность, что у ребенка разовьется такая же патология.
  • Воздействие на нервную систему. Постоянные стрессы и потрясения в неблагополучных семьях отказывают отрицательное влияние на психику малыша.

Диагностика

При обследовании у логопеда проводится тщательный сбор анамнеза при опросе родителей или изучении медицинской карты малыша. Особое внимание обращается на течение беременности, родов и воздействие негативных факторов на психику и физическое формирование ребенка. Для комплексного обследования ребенка направляют на приём к неврологу и отоларингологу. Специалисты проводят тесты на слух и наличие психических отклонений. Логопедические тесты помогают оценить правильность произношения звуков и отметить специфику нарушений (замены, искажение и др.). Результаты исследования устной речи и восприятия на слух вносятся в медицинскую документацию. В ходе диагностики логопед оценивает объем словарного запаса и образование связной речи из отдельных фраз и предложений.

Если ФФН выявляется в возрасте от 6-8 лет, то дополнительно исследуется письменная речь. Специалист отмечает ошибки при письме и их особенности. В конце обследования выставляется точный диагноз, на основании которого прописывается схема реабилитационных мероприятий.

Коррекция ФФН

Ребенку с фонетико-фонематическим недоразвитием речи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада. При выявлении ФФН у ребенка школьного возраста проводится коррекция на логопунктах в школе или занятия с логопедом в частном порядке. Главными целями реабилитационной работы в дошкольных учреждениях является коррекция звукопроизношения, развитие слухового восприятия и обучение начальным навыкам письма, а в школьных – исправление нарушений письменной речи.

При проведении логопедических занятий достигаются следующие цели:

  • Коррекция произношения (точная артикуляция, постановка звуков, доведение до автоматизма и четкое различие похожих звуков);
  • Обучение умениям образования слов и их изменению;
  • Пополнение словарного запаса;
  • Развитие слухового восприятия, анализа и синтеза слов;
  • Навыки составления предложений;
  • Формирование связной речи;

Для достижения этих целей применяются наглядные и речевые материалы, артикуляционные упражнения, дидактические методики, логомассаж для детей. Занятия с логопедом могут проводиться в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. К работе важно подключить детского психолога, он поможет развить моторику, слуховую память и внимания, мыслительные способности.

Прогноз и профилактика

Успех коррекционной работы обеспечивается за счет раннего выявления нарушения и комплексной логопедической работы. Такой подход позволяет полностью устранить дефекты произношения и сформировать слуховое восприятие. При начале коррекционной деятельности до поступления в первый класс школы шансы на успешное обучение письму значительно увеличиваются.


Профилактика ФФН заключается в обеспечении безопасного протекания беременности, родов, нормального развития ребенка, речевого окружения малыша и формирования слухового внимания для правильных фонематических процессов. Родителям важно вовремя обратиться к логопеду для постановки диагноза и коррекции расстройства речи ребенка.

Как мы работаем с детьми с ФФН в нашем центре

01

Логопед

При диагностики говорящих детей с 4х лет исследуется не только звукопроизношение, но и слоговая структура сложных слов, слухоречевая память, начальные навыки, звукобуквенного анализа, пространственное восприятие. При выявлении каких-либо нарушений в логопедическую работу обязательно включаются упражнения для их коррекции.

02

Сенсорная интеграция

Занятия для сенсорной интеграции оказывают положительное влияние на состояние нервной системы в целом и помогают в более короткие сроки устранить большинство нарушений, ФФН в том числе.

03

Нейропсихолог

Нейропсихолог — это специалист работающий для преодоления нарушений, недоразвития, переструкторизации зон мозга. Так как ФФН является именно нарушением согласованной гармоничной работы мозга, то занятия с нейропсихологом приносят видимый положительный эффект.

04

Подготовка к школе

С детьми, имеющими проявления ФФН необходимо готовиться к обучению в школе заблаговременно! Нужно не только исправить нарушенные звуки, но сформировать навыки звуко-буквенного анализа, слуховое и пространственное восприятие, то есть сформировать базу для освоения навыками письма и чтения.

Отзывы родителей мотивируют нас работать ещё лучше!

О
Оксана Сидорова
5 Декабря 2022

Мария Аркадьевна Никитина отличный специалист. Прогресс по обучению на лицо! Моим детям нравится у нее заниматься и часто спрашивает, когда будет следующее занятие! Особенно, нравится младшему (3,5 года)

Е
Екатерина Гребнева
4 Декабря 2023

Ходим заниматься в центр на касимовском шоссе 57,очень нравится.Обратились за помощью по запуску речи,сыну на тот момент было 2,8. Педагог у нас Ирина Кошелева.Просто замечательная!Сын в восторге,идет на занятия с радостью!🥹Ну и я,соответственно,тоже.Прогресс ощутимый,сын начал стараться говорить,складывать слова во фразы и предложения.Спасибо центру🤍

Л
Любовь Кудашева
7 Декабря 2023

Хочу сказать огромное спасибо Марии Валерьевне. Это профессионал с большой буквы! Занимаемся год в этом центре, ребенок с удовольствием ходит на занятия и ждёт их. Пришли мы с задержкой речи и сейчас у нас огромный прогресс, который отметил и наш невролог. Занятия разнообразные и эффективные! А Мария Валерьевна очень отзывчивый и чуткий специалист!!! Спасибо большое ❤️

Е
Екатерина Блохова
25 Декабря 2023

Занимаемся с Надеждой (Интернациональная, 18) с февраля прошлого года. Сначала ставили звуки, которые ребенок не мог нормально произносить: р/л/ш/щ/ч и др. В июле завершили курс. Т.е. за 6 мес Надежда научила моего сына правильному произношению звуков. Сейчас продолжаем ходить к Надежде, занимаясь подготовкой к школе. За 2 мес она научила моего сына читать слова! Плавно переходим к предложениям. Спасибо большое центру М.Черняк и лично нашей любимой Надежде!!! Это самый лучший педагог и друг моего Захарки!!

Я
Яна Андриянова
22 Декабря 2023

Добрый день! После консультации невролога моей дочке в 3,5 года были назначены занятия с логопедом для запуска речи) я по отзывам нашла ваш центр и не ошиблась! Мы попали к потрясающему специалисту Лилии Лопатиной. За почти пол года занятий, словарный запас дочки заметно расширился, она строит сложные предложения и рассказывает что с ней происходило в саду 😀 на занятия бежит с удовольствием. Огромное спасибо нашему преподавателю Лилит Владимировне за грамотный подход, интересные занятия и налаживание контакте с ребёнком 👏🏽👏🏽👏🏽

A
Almira Gilyazova
26 Ноября 2023

Хочется всем педагогам центра на Касимовском шоссе 15 к.2 сказать огромное спасибо за их труд, самоотдачу и терпение. Мы занимаемся с 5ти лет и жалеем что не узнали раньше про центр. До занятий у нас отсутствовал зрительный контакт, сейчас мы смотрим в глаза. Поначалу Ярославу заниматься не очень нравилось, быстро терял интерес и переключался, сейчас ходит с большим удовольствием и стал более усидчивым. Появилась обращённая речь, просьбы, улучшилось понимание. Улучшилось поведение. Словарный запас расширяется с каждый днем и все это благодаря педагогам, которые работают сообща и нацелены на результат. Спасибо большое нашим волшебницам!!! Любови Зотовой, Светлане Исаковой, Ольге Кузнецовой, Юлии Ериковой, Наталье Рогозиной, Александре Стрюковой, Мадине Слобода

ВСЕ ОТЗЫВЫ