Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)
Это нарушение процессов формирования произносительной системы у детей
с речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения
фонем. Причиной является недостаточное распознавание мозгом звуковых сигналов
Общие сведения
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – расстройство речевого произношения, отличающееся фонематическими и фонетическими нарушениями. Основным диагностическим критерием патологии является неполное формирование правильного произношения звуков и слухового восприятия фонем, похожих по звучанию и способу артикуляции. Если у ребенка выявлено ФФН, ему будет трудно овладеть навыками письменной речи и чтения, а также возможно возникновение дислексии и дисграфии при обучении в школе.
Фонетико-фонематическое недоразвитие относится к нарушениям средств общения, как и ОНР, и является расстройством психолого-педагогического направления.
Фонетико-фонематическое недоразвитие относится к нарушениям средств общения, как и ОНР, и является расстройством психолого-педагогического направления. Благодаря четкому определению класса заболевания возможно грамотное построение коррекционной работы в зависимости от уровня формирования речи. В понятие ФФН входят множество патологий таких, как дизартрия, акустико-фонематическая и артикуляторно-фонематическая дислалия, ринолалия. Фонетико-фонематическое недоразвитие диагностируется до 25% всех детей с патологиями речи.
Причины и симптомы
В норме ребенок до 4-х лет должен уметь четко отличать похожие звуки друг от друга даже в составе слов и фраз и правильно их произносить. При отсутствии этого умения у малыша выставляется предварительный диагноз «фонетико-фонематическое недоразвитие».
Расстройство имеет либо врожденную, либо приобретенную форму. Рождение ребенка с патологией происходит под влиянием негативных факторов при внутриутробном развитии или из-за родовых травм.
Приобретенная форма появляется при следующих воздействиях:
- Травмы головного мозга. При падении ребенок может получить сильный ушиб или сотрясение мозга, что иногда приводит к ФФН.
- Вирусные инфекции. Заболевания могут иметь серьезные осложнения для детей до 1 года, пока иммунная система работает не в полную силу.
- Наследственность. Если у одного из родителей было ФФН в детстве, то есть вероятность, что у ребенка разовьется такая же патология.
- Воздействие на нервную систему. Постоянные стрессы и потрясения в неблагополучных семьях отказывают отрицательное влияние на психику малыша.
Диагностика
При обследовании у логопеда проводится тщательный сбор анамнеза при опросе родителей или изучении медицинской карты малыша. Особое внимание обращается на течение беременности, родов и воздействие негативных факторов на психику и физическое формирование ребенка. Для комплексного обследования ребенка направляют на приём к неврологу и отоларингологу. Специалисты проводят тесты на слух и наличие психических отклонений. Логопедические тесты помогают оценить правильность произношения звуков и отметить специфику нарушений (замены, искажение и др.). Результаты исследования устной речи и восприятия на слух вносятся в медицинскую документацию. В ходе диагностики логопед оценивает объем словарного запаса и образование связной речи из отдельных фраз и предложений.
Если ФФН выявляется в возрасте от 6-8 лет, то дополнительно исследуется письменная речь. Специалист отмечает ошибки при письме и их особенности. В конце обследования выставляется точный диагноз, на основании которого прописывается схема реабилитационных мероприятий.
Коррекция ФФН
Ребенку с фонетико-фонематическим недоразвитием речи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада. При выявлении ФФН у ребенка школьного возраста проводится коррекция на логопунктах в школе или занятия с логопедом в частном порядке. Главными целями реабилитационной работы в дошкольных учреждениях является коррекция звукопроизношения, развитие слухового восприятия и обучение начальным навыкам письма, а в школьных – исправление нарушений письменной речи.
При проведении логопедических занятий достигаются следующие цели:
- Коррекция произношения (точная артикуляция, постановка звуков, доведение до автоматизма и четкое различие похожих звуков);
- Обучение умениям образования слов и их изменению;
- Пополнение словарного запаса;
- Развитие слухового восприятия, анализа и синтеза слов;
- Навыки составления предложений;
- Формирование связной речи;
Для достижения этих целей применяются наглядные и речевые материалы, артикуляционные упражнения, дидактические методики, логомассаж для детей. Занятия с логопедом могут проводиться в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. К работе важно подключить детского психолога, он поможет развить моторику, слуховую память и внимания, мыслительные способности.
Прогноз и профилактика
Успех коррекционной работы обеспечивается за счет раннего выявления нарушения и комплексной логопедической работы. Такой подход позволяет полностью устранить дефекты произношения и сформировать слуховое восприятие. При начале коррекционной деятельности до поступления в первый класс школы шансы на успешное обучение письму значительно увеличиваются.
Профилактика ФФН заключается в обеспечении безопасного протекания беременности, родов, нормального развития ребенка, речевого окружения малыша и формирования слухового внимания для правильных фонематических процессов. Родителям важно вовремя обратиться к логопеду для постановки диагноза и коррекции расстройства речи ребенка.
Как мы работаем с детьми с ФФН в нашем центре
Логопед
При диагностики говорящих детей с 4х лет исследуется не только звукопроизношение, но и слоговая структура сложных слов, слухоречевая память, начальные навыки, звукобуквенного анализа, пространственное восприятие. При выявлении каких-либо нарушений в логопедическую работу обязательно включаются упражнения для их коррекции.
Сенсорная интеграция
Занятия для сенсорной интеграции оказывают положительное влияние на состояние нервной системы в целом и помогают в более короткие сроки устранить большинство нарушений, ФФН в том числе.
Нейропсихолог
Нейропсихолог — это специалист работающий для преодоления нарушений, недоразвития, переструкторизации зон мозга. Так как ФФН является именно нарушением согласованной гармоничной работы мозга, то занятия с нейропсихологом приносят видимый положительный эффект.
Подготовка к школе
С детьми, имеющими проявления ФФН необходимо готовиться к обучению в школе заблаговременно! Нужно не только исправить нарушенные звуки, но сформировать навыки звуко-буквенного анализа, слуховое и пространственное восприятие, то есть сформировать базу для освоения навыками письма и чтения.