Подготовка к школе детей с особыми потребностями

Подготовку к школе проводят в нашем центре логопеды и психологи. Такие занятия нужны детям, у которых есть какие-либо нарушения или задержки развития. Это могут быть дети с аутизмом, ЗПР, ОНР, выходом из сенсо моторной алалии, умственной отсталостью разной степени тяжести, СДВГ.

Что включает в себя подготовка к школе?

1

Группа адаптации и подготовке к школе

Нами разработаны методические материалы и практические пособия для групповой работы с детьми с ОВЗ. Цель таких занятий помочь адаптироваться к школьным требованиям: научиться сидеть за партой, подходить к доске, когда учитель называет имя ученика, выходить из класса на перемену и заходить в кабинет по звонку, а также самостоятельно выполнять задания.

2

Тьютер

У некоторых детей при занятиях в группе есть тьютер, педагог, который помогает выполнять задания, сопровождает его на протяжении всего занятия. Тьютер направляет, помогает удержаться в деятельности, но не делает за ребенка то, что он может делать сам. Группы формируются по степени выраженности нарушений.

3

Коммуникативная группа

Важнейшие навыки человека-это коммуникация, взаимодействие друг с другом. Многие дети с ОВЗ общаться не умеют из-за проблем с пониманием речи и/или отсутствием/нарушением речи, а также поведенческими нарушениями и нарушениями обработки сенсорной информации. Коммуникативная группа имеет цель помочь детям научиться взаимодействовать друг с другом. Мы подбираем игры и упражнения, которые решают эту задачу. На занятия приглашаются дети с 3-4 лет и без возрастных ограничений.

4

Круг

Круг - это формат группового занятия, когда мы проводим много разнообразных музыкальных, ритмических, хороводных и коммуникативных игр, имеющие цель развитие понимания речи, формирование навыка произвольности, имитации, умению действовать по образцу, быть ведущим и ведомым, ждать своей очереди, развитие эмоциональной сферы, создание положительного настроя, психотерапию.

5

Взаимодействие специалистов

Для части детей с ОВЗ значительнее полезнее, когда к обучению в школе готовит ребенка не учитель начальных классов, а логопед и нейропсихолог, так как именно эти специалисты глубоко знают специфику нарушений и способы их коррекции.
Оба специалиста пишут единую программу на ребенка и сообща решают задачи по коррекции нарушений.

6

Занятия со школьниками

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребенка не было нарушений звукопроизношения, слоговой структуры и грамматики, а также он имел достаточные навыки звукобуквенного анализа, хорошо развитое пространственное, слуховое и зрительное восприятие.

Но так часто бывает, что ребенок с ОВЗ при поступлении в 1 класс имеет какие-то или все из перечисленных нарушений и тогда обучение в школе будет вызывать затруднения.

В наш центр ходят на занятия дети с ОВЗ уже обучающиеся в школе и специалисты, логопеды и нейропсихологи продолжают с ними занятия, помогая преодолеть, скомпенсировать нарушения.

В каких случаях ребёнку требуется подготовка к школе

01

У ребёнка стоит диагноз РАС

Детям с расстройством аутистического спектра необходимы групповые занятия, на которых будут моделироваться ситуации, с которыми предстоит столкнуться в школе. Большинство детей с РАС занимаются с педагогами индивидуально. и только небольшая часть детей посещают групповые занятия. Формат работы в группе существенно отличается от индивидуальных занятий, именно поэтому детей с РАС нужно подготовить к ним.

02

Если у ребёнка ЗПР (задержка психического развития)

ЗПР ставят в случаях недоразвития и/или нарушении интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Психические функции: внимание, восприятие, память, мышление, речь при ЗПР развиты недостаточно для календарного возраста ребёнка и обучение по обычной программе для большинства таких детей оказывается очень затруднительно или недоступно вовсе. Логопед и нейропсихолог на индивидуальных и подгрупповых занятиях помогают скорректировать, сформировать навыки необходимые для обучения в школе.

03

У ребёнка диагностировано СДВГ

Такие дети расторможены, отвлекаемы, им сложно сосредоточиться для выполнения задания, требующего напряжения, концентрации внимания.
В нашем центре с такими детьми работает нейропсихолог или нейро логопед, который включает в занятие упражнения для концентрации внимания, саморегуляции и, параллельно, упражнения для развития навыков чтения, звуко-буквенного анализа, соотнесения количества и цифры, задачи на состав числа, то есть тех, которые помогут ребёнку легче учиться в школе.
Часто мы проводим подгрупповые занятия, на которых объединяем 2–3 ребёнка.

04

Если ребёнок застенчивый, замкнутый.

Групповые занятия Круг, коммуникативная группа помогают таким детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, подружиться с другими детьми. На занятиях мы используем много музыкальных, подвижных и командных игр, когда дети действуют сообща, Занятия проходят в очень доброжелательной обстановке, каждому ребёнку уделяется внимание и используется индивидуальный подход.

Вопрос — Ответ

Сколько раз в неделю проходят занятия?

Групповые занятия проходят 1–2 раза в неделю, а индивидуальные, возможно проводить чаще.

Сколько детей бывает на групповых занятиях?

От 2–5 детей в группе. Группы формируются по степени выраженности или общности нарушений, а также с учётом возраста.

Длительность группового занятия сколько?

Длительность занятий для детей до 5 лет 40 минут, для остальных возрастов 60 минут.

Возможно ли присутствие родителей на групповых занятиях?

Да, мы приветствуем присутствие родителей на занятиях особенно в первое время, пока идёт адаптация. Ребёнку спокойней, когда мама или папа находится с ним, помогает выполнять задания, в таких случаях родители выступают в роли тьютеров и тоже учатся помогать ребёнку, но не делать за него. Спустя какое‑то время, когда ребёнок адаптировался, в роли тьютера выступает сотрудник центра.