Хромосомные и органические нарушения
Хромосомные нарушения — это врожденные заболевания в следствии изменений числа или структуры хромосом.
Общие сведения
Органические нарушения включают большую группу заболеваний, которые имеют общее проявление — органическое поражение головного мозга. И та и другая группа заболеваний представляет обширную разнородность и тяжесть нарушений.
Причины нарушений
Хромосомные нарушения — это клинические синдромокомплексы, в основе которых лежат нарушения числа или структуры хромосом, то есть избыток или нехватка генетического материала, локализованного в той или иной хромосоме.
Органические нарушения обычно связаны с повреждением или дисфункцией мозга или других структур ЦНС. Они могут быть вызваны разными факторами, включая врожденные аномалии, инфекции, травмы и токсические воздействия. Примерами органических нарушений являются церебральный паралич, эпилепсия и нарушения слуха.
Симптомы и прогноз
Главными симптомами клинической картины аномалий хромосом являются проявления отклонений в психической и физической сфере, врожденные аномалии развития (пороки), дисплазия (проблемы в развитии), сниженные интеллектуальные способности легкой или тяжелой степени.
При хромосомных нарушениях часто встречается задержка формирования психики и речи (ЗПРР).
О прогнозе возможно говорить только в каждом конкретном случае и зависеть он будет от изначальной тяжести нарушения.
В отдельных случаях ребенок имеет тяжелые нарушения развития, не в состоянии овладеть навыками самообслуживания, речи, не сможет обходиться без помощи взрослых и вести самостоятельную жизнь. В таком случае рекомендуют нахождение в социальном учреждении психо-неврологического профиля.
Другая часть детей способны научиться речи, письму и чтению, счету, овладеть в полном объеме навыками самообслуживания и простыми трудовыми навыками, социализироваться, но в любом случае необходим руководящий контроль взрослого.
Коррекция
Коррекционная работа с детьми с последствиями поражения ЦНС, с хромосомными нарушениями должна включать в себя работу нескольких специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога, кинезотерапвта, нейропсихолога, специалиста по адаптивной физкультуре и ЛФК.
Важно время начала занятий, их регулярность. Последствия вышеперечисленных нарушений проявляются достаточно рано и коррекционную работу рекомендуется начинать, как только нарушения развития ребенка обозначились, конечно, учитывая рекомендации невролога и психиатра!
Как мы работаем с детьми с хромосомными и органическими нарушениями в нашем центре
Коррекционно-логопедическая работа
Логопед-дефектолог является ведущим специалистом в коррекционной работе с ребенком с органическим или хромосомным нарушением. В его работу входит коррекция всех компонентов развития речи и психики в целом: мышление, внимание, восприятие, речь.
Нейрокоррекция
Специалист нейропсихолог в нашем центре работает в тесном взаимодействии с логопедом-дефектологом, составляя общую программу коррекции. Логопед в своей работе применяет нейрокоррекционные упражнения, а нейропсихолог работает с речью в разных вариантах нейрокоррекционных упражнений.
Формирование сенсорных эталонов
Логопед-дефектолог и нейропсихолог реализуют на своих занятиях программу, разработанную в нашем центре «Формирование сенсорных эталонов», формируя ребенку сенсорную базу развития мышления и речи.
Адаптивная и лечебная физкультура
Во время выполнения физических упражнений повышается уровень возбуждения двигательных зон ЦНС. Работа мышц улучшает обменные процессы, работу сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем. Отдельные упражнения из этих программ мы включаем в работу всех специалистов, работающих с ребенком.