Что такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция (СИ) — это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует преобразовывает её так, чтобы она могла быть использована в целенаправленной деятельности. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определённого действия, принятия соответственного положения тела, и т.п.

У детей с плохо развитой сенсорной интеграцией недостаточно развиты игровые, моторные и, часто, социальные навыки, двигательное планирование. Такой ребёнок может не понимать смысла игры, быть невнимательным и неусидчивым, моторно неловким, быть гипо или гиперчувствительным, плохо учиться, иметь страхи. Дисфункция работы мозга сказывается и на поведении, и на эмоциональном развитии.

Что включает в себя сенсорная интеграция?

В помещении для занятий находится специальное оборудование: платформа, гамак, качели, а также мяч-фитбол, баламетрикс, батут, шведская стенка, сенсорные коврики и др. 

Основное воздействие происходит на вестибулярную систему, как на самое первое образование головного мозга. Воздействие на вестибулярную систему запускает механизм интеграции остальных: зрительной, проприоцептивной, слуховой, тактильной.

Вестибулярные, проприоцептивные стимуляции

Проводятся игры с линейным, угловым перемещением, преодолением сопротивления движению, изменением скорости. Используются разнообразные качели, платформа-планёр, горки. Формируется образ тела, представление о его положении в пространстве, об активности мышц.

Тактильные стимуляции

Для улучшения интеграции сигналов, поступающих через кожу, применяются различные виды прикосновений. Возможные варианты: прикосновение разнофактурными щётками, мячиками текстурными тканями. Также рекомендованы игры в сухом бассейне, пересыпание круп руками. Игры с водой, пеной, глиной.

Слуховые стимуляции

Включают игры с погремушками, музыкальными инструментами, ёмкостями, заполненными песком, крупами. Хороший эффект даёт работа с аудиозаписями различных звуков (с шумом дождя, пением птиц, голосами). Предлагается внимательно прослушать их, определить источник.

Подбираются упражнения на интеграцию нескольких систем, например, вестибулярной, проприоцептивной и зрительной. Качаясь на подвесной платформе в утяжелённом жилете, ребёнок собирает пазлы или пирамидку. В этом упражнении мозг интегрирует и упорядочивает ощущения от трёх сенсорных систем.


Занятия для развития сенсорной интеграции удачно сочетаются с кинезотерапией, продуктивной деятельностью, нейрокоррекцией, формированием сенсорных эталонов.

Когда будет полезна сенсорная интеграция для вашего ребёнка?

01

Для детей, у которых плохо развиты игровые, моторные, социальные навыки и двигательное планирование

Ребёнок никак не научится аккуратно есть ложкой, с трудом одевается/раздевается, не умеет кататься на самокате, велосипеде, залезать на горку, захват ручки, ложки кулаком.

02

Для малышей с речевыми и психическими проблемами

ЗРР, ЗПРР, дизартрия, аутизм, хромосомные и органические нарушения, диспраксия, ДЦП. При эпилепсии или эпиактивности с осторожностью.

03

При гипо или гиперчувствительности слухового или зрительного восприятия

Такие дети закрывают уши руками и любят полумрак либо, наоборот, смотрят на мигающие лампочки, люстру. Эти признаки могут свидетельствовать о нарушении развития, которая требует сенсорной интеграции.

04

Ребёнок остро реагирует на тактильные раздражители

Малыш может избегать игр с песком, пластилином и бояться испачкаться. Если ребёнок не любит, когда к нему прикасаются, не даёт мыть голову, стричь ногти, то важно пройти курс занятий по сенсорной интеграции.

05

Ребёнок не любит подвижные игры, часто падает, не может научиться кататься на велосипеде

Такие дети часто склонны к нервным реакциям, тревожности и отличаются неуклюжестью и неловкостью движений. Подобные проявления могут являться следствием нарушений сенсорной интеграции.

06

Курс занятий для сенсорной интеграции стоит пройти всем здоровым детям.

Наш специалист объективно оценит уровень развития сенсорной интеграции вашего ребёнка и поможет скорректировать нарушения, если они выявятся. Занятия улучшат имеющиеся навыки и выработают дополнительные.

Вопрос — Ответ

С какого возраста можно начинать занятия сенсорной интеграцией?

Возрастных ограничений нет. Уже до года можно пройти курс коррекции сенсорных нарушений или их профилактику. Эти занятия очень полезны практически при всех видах нарушений развития, а также всем здоровым детям.

Ребёнок тревожный, плаксивый, застенчивый, поможет ему занятия сенсорной интеграцией?

Однозначно, да. Перечисленные особенности поведения могут являться следствием незрелости нервной системы, занятия сенсорной интеграцией хорошо компенсируют эти нарушения.

Ребёнку 2.8. Пошёл в 1.4, речи нет, понимание речи низкое, игрушки мало интересуют, до сих пор тянет предметы в рот, ложкой ест плохо, роняет, ест не аккуратно. Стоит начать занятия сенсорной интеграцией?

Да, именно сенсорная интеграция вместе с кинезотерапией способствует дозреванию нервной системы, существенно улучшает физический и психический тонус, что является базой нормального психического развития.

Игры с манкой, фасолью, крупой это сенсорная интеграция?

Да, если игра с крупой будет происходить на подвесной платформе, например. Сенсорная интеграция-это объединение, взаимодействие нескольких сенсорных систем, например, тактильной и вестибулярной; тактильной, проприоцептивной, зрительной и вестибулярной.

До какого возраста рекомендуют занятия сенсорной интеграций?

Возрастных ограничений нет. Так как идеальной сенсорной интеграции нет ни у кого. Но особенно полезны занятия СИ детям с любыми проявлениями нарушения или недоразвития, пожилым людям, взрослым после инсультов, когда ряд функций выходит из строя.

Если ребёнок плохо учится, помогут занятия сенсорной интеграцией?

Да, в сочетании с нейрокоррекцией такие занятия дают хороший эффект, так как сложности с усвоением учебного материала во многом связаны именно с дисгармоничной работой сенсорных систем, в частности зрительной, вестибулярной, проприоцептивной, тактильной, слуховой.