Что такое АВА-терапия?

Интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения или коррекции. На сегодняшний день является самым эффективным методом коррекции аутизма.

1

Коррекция поведения

Совместно с родителями, специалист проанализирует поведение ребёнка и подберёт стратегию формирования желательного поведения и коррекции нежелательного поведения.

2

Формирование навыков общения и коммуникации

С помощью методов АВА терапии возможно сформировать у ребёнка навык просьбы, навык взаимодействия с другими людьми. Неговорящим детям рекомендуется ввести систему альтернативной коммуникации ПЕКС.

3

Развитие академических навыков

Используя метод Прикладного Анализа Поведения, педагоги формируют детям знания/различение сенсорных эталонов (цвет, величина, размер, форма и тд), учат чтению, счёту, письму

4

Развитие игровых навыков

Часто игра особого ребёнка не соответствует возрастной норме, например, 4–5 летний ребёнок «застрял» на уровне игры-манипуляции с предметом. В программу работы обязательно входит блок-развитие игровой деятельности. Ребёнка учат использованию предметов по назначению, то есть предметной игре, а потом цепочке предметных действий и затем уже сюжетно-ролевой игре (по возможности).

5

Коррекция речи

С помощью методов АВА терапии специалист вызывает звуки, слова, формирует фразовую речь, занимается развитием понимания речи.

6

Формирование навыков самообслуживания

Используя метод АВА терапии возможно научить ребёнка самостоятельно есть, пить, одеваться/раздеваться, чистить зубы, причёсываться, мыть руки, пользоваться туалетом, то есть самостоятельности.

Для каких детей рекомендуют АВА-терапию?

01

Для детей с аутистическим спектром

Терапия АВА изначально была разработана именно для них. В настоящее время нет сомнений, что это отлично действующая коррекционная система.

02

Детям со сниженным пониманием речи

Специалисты обучают различению наименований предметов, выполнению действий с ними по инструкции.

03

При всех формах интеллектуальной недостаточности

Принцип метода — если ребёнку нравятся последствия действия, он будет его повторять. Эта простая логическая связь поможет детям с отклонениями развития выработать базовые умения и навыки.

04

Если ребёнок не реагирует на своё имя

Методы АВА-терапии помогут ему научиться слышать своё имя и реагировать на него.

05

Здоровым детям с нежелательным поведением: капризы, истерики, отказ выполнять просьбы, агрессия, воровство и тд.

АВА-терапия эффективна и при любых нарушениях поведения, не связанных с органическими поражениями. Манипулируя факторами окружающей среды, можно снизить нежелательное поведение и сформировать/закрепить желательное.

06

Детям с низкой произвольностью и саморегуляцией

Ребёнок может сотрудничать очень непродолжительное время, не сидит за столом, ему как будто ничего не интересно, родителям кажется, что он «не хочет». Специалист, владеющий методом АВА терапии, может добиться достаточного уровня продуктивного взаимодействия.

Вопрос — Ответ

АВА-это дрессировка?

Нет, АВА-это манипуляция факторами окружающей среды для достижения желательного результата. А использование пищевых стимулов объясняется тем, что с их помощью быстрее и легче выработать нужную реакцию. Игрушки и социальные стимулы для многих детей, особенно на начальном этапе не дадут эффекта, в силу несформированности определённых функций.

С какого возраста можно применять методы АВА?

Примерно с 1.5 лет

Сколько времени нужно заниматься АВА?

Во‑первых, нужно определить задачи, которых предполагается достичь. Обычно, это не одна задача, а много. И работать над решением каждой до достижения желаемых результатов. Родители также как и педагоги должны овладеть методами АВА терапии, иначе возможно, что ребёнок будет на занятиях демонстрировать желательное поведение, а дома нет.

Мальчику 8 лет, учится во 2 классе, не хочет делать уроки, игнорирует просьбы, зависимость от телефона. Поможет ли АВА терапия ему?

Да, конечно. Проанализировав поведение, то есть отдельные реакции, можно работать над его изменением. В данном случае, мальчик демонстрирует поведение избегания и доступ к желаемому предмету.