Фонетико-фонематическое недоразвитие

Фонетико-фонематическое недоразвитие

Нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Плавность речи требует скоординированной работы дыхательного, голосового и артикуляционного отделов речевого аппарата. Если согласованной работы этих параметров нет, появляются запинки, называемые заиканием.

Общие сведения

Заикание – это сокращения мышц гортани и артикуляционного аппарата, подобные судорогам, возникающие обычно в начале слова, предложения, из-за чего человек с трудом произносит звук или группу звуков. Признаки заикания похожи на тонические и клонические судороги.


Клонический тип отклонения характеризуется повторным проговариванием слогов, слов или звуков.


При тонической разновидности человек не может говорить дальше, пока не скажет или пропустит трудный звук.

Заикание диагностируется в двух формах: невротической и неврозоподобной. Первая форма патологии развивается при сильном стрессе или нервозе у здорового ребенка. А неврозоподобная форма возникает при наличии заболеваний нервной системы (приобретенные или наследственные).

Причины заболевания

  • Наследственную предрасположенность;
  • Возникшие во время рождения повреждения головного мозга;
  • Внезапные страхи;
  • Рахит или гипотрофия в раннем возрасте;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Тяжелые инфекционные заболевания;

Диагностика

  • Сложности и запинки при начале говорения;
  • Проблемы с ритмом произношения (повторение слогов, обрывки предложений, фраз, растягивание отдельных звуков);
  • Усилия с борьбой с запинками, выражающиеся в мимике (нервный тик, гримасы).


Если эти симптомы продолжаются в течение 3 месяцев, то врач выставляет диагноз «заикание». В лечении и диагностике принимают участие логопед и невролог. Чтобы выявить или исключить органические поражения мозга, используют МРТ, ЭЭГ головного мозга, реоэнцефалографию.

Коррекция заикания

Чем раньше диагностируется заикание, тем более высоки шансы на успешное лечение. Традиционные методы психотерапевтического направления не показали свою эффективность. Поэтому специалисты рекомендуют комплексный подход, который включает в себя медикоментозную коррекцию, занятия с логопедом, нейропсихологом, психотерапию.

Коррекционные занятия рекомендуется проводить курсом от 2 недель до 2-3 месяцев, в зависимости от количества занятий в день.

На занятиях применяются упражнения на чередование напряжения и расслабления, дыхательно-голосовая гимнастика, упражнения на ритм, тонус, растяжки.

Ребенка учат сочетать движения с речью, постепенно увеличивая количество слов в предложении; обучают делать смысловые паузы и ударение в словах; учат говорить плавно в процессе деятельности.


Первый месяц занятий используется метод сопряженной речи, далее отраженной, диалоговой.


Возможно применение лекарственных препаратов для уменьшения симптомов тревоги, страха и депрессивных состояний. С этой целью применяются седативные препараты и общеукрепляющие лекарства.


Особое внимание уделяется закаливанию ребенка-укреплению нервной системы, часто болеющие дети имеют небольшой срок ремиссии заболевания.

Прогноз и профилактика

Полное устранение патологии происходит у 70% детей.
Все методы профилактики делятся на две группы:

  • Общеукрепляющие мероприятия
  • Речевое развитие малыша


Чтобы укрепить, сохранить здоровье малыша и помочь ему правильно развиваться психически и в речевом направлении, необходимо обеспечить постоянный уход, стабильную эмоциональную обстановку, закаливание, сбалансированное питание, соблюдать режим дня.

Благодаря равномерному распределению периодов бодрствования и сна можно защитить детский организм от эмоциональных и нервных перегрузок. Важно оберегать малыша от ситуаций, которые вызывают испуг или перегрузку мозга. Детям с заиканием рекомендуется плавание, танцы, велосипед.

Как мы работаем с детьми с заиканием в нашем центре

01

Логопед

Специалист проводит комплексное занятие, включающее в себя упражнения дыхательные и голосовые для увеличения длительности выдоха; логопедический массаж, упражнения на расслабления шейной и лицевой мускулатуры; упражнения на ритм, для синхронизации работы полушарий мозга.

02

Нейрокоррекция

Всем детям с речевыми нарушениями занятия с нейропсихологом будут очень полезны. Мы ввели на логопедических занятиях нейрокоррекционные приемы и очень довольны результатами.

03

Невролог

В случае с заиканием медикаментозная поддержка обязательна. Чем раньше назначит невролог лечение, тем быстрее будет результат. В части случаев заикание уходит без логопедической помощи.

04

Консультации с родителями

Родителям советуется ограничение, психо эмоциональной нагрузки ребенку, такой, как посещение цирка, просмотр телевизора.
Вместо этого ребенку предлагаются спокойные развлечения: чтение ему вслух знакомых сказок, лепка, раскрашивание, собирание лего, пазлов и сопряженная с родителями речь.
Обязательно соблюдение режима дня, ребенок должен высыпаться.

Отзывы родителей мотивируют нас работать ещё лучше!

О
Оксана Сидорова
5 Декабря 2022

Мария Аркадьевна Никитина отличный специалист. Прогресс по обучению на лицо! Моим детям нравится у нее заниматься и часто спрашивает, когда будет следующее занятие! Особенно, нравится младшему (3,5 года)

Е
Екатерина Гребнева
4 Декабря 2023

Ходим заниматься в центр на касимовском шоссе 57,очень нравится.Обратились за помощью по запуску речи,сыну на тот момент было 2,8. Педагог у нас Ирина Кошелева.Просто замечательная!Сын в восторге,идет на занятия с радостью!🥹Ну и я,соответственно,тоже.Прогресс ощутимый,сын начал стараться говорить,складывать слова во фразы и предложения.Спасибо центру🤍

Л
Любовь Кудашева
7 Декабря 2023

Хочу сказать огромное спасибо Марии Валерьевне. Это профессионал с большой буквы! Занимаемся год в этом центре, ребенок с удовольствием ходит на занятия и ждёт их. Пришли мы с задержкой речи и сейчас у нас огромный прогресс, который отметил и наш невролог. Занятия разнообразные и эффективные! А Мария Валерьевна очень отзывчивый и чуткий специалист!!! Спасибо большое ❤️

Е
Екатерина Блохова
25 Декабря 2023

Занимаемся с Надеждой (Интернациональная, 18) с февраля прошлого года. Сначала ставили звуки, которые ребенок не мог нормально произносить: р/л/ш/щ/ч и др. В июле завершили курс. Т.е. за 6 мес Надежда научила моего сына правильному произношению звуков. Сейчас продолжаем ходить к Надежде, занимаясь подготовкой к школе. За 2 мес она научила моего сына читать слова! Плавно переходим к предложениям. Спасибо большое центру М.Черняк и лично нашей любимой Надежде!!! Это самый лучший педагог и друг моего Захарки!!

Я
Яна Андриянова
22 Декабря 2023

Добрый день! После консультации невролога моей дочке в 3,5 года были назначены занятия с логопедом для запуска речи) я по отзывам нашла ваш центр и не ошиблась! Мы попали к потрясающему специалисту Лилии Лопатиной. За почти пол года занятий, словарный запас дочки заметно расширился, она строит сложные предложения и рассказывает что с ней происходило в саду 😀 на занятия бежит с удовольствием. Огромное спасибо нашему преподавателю Лилит Владимировне за грамотный подход, интересные занятия и налаживание контакте с ребёнком 👏🏽👏🏽👏🏽

A
Almira Gilyazova
26 Ноября 2023

Хочется всем педагогам центра на Касимовском шоссе 15 к.2 сказать огромное спасибо за их труд, самоотдачу и терпение. Мы занимаемся с 5ти лет и жалеем что не узнали раньше про центр. До занятий у нас отсутствовал зрительный контакт, сейчас мы смотрим в глаза. Поначалу Ярославу заниматься не очень нравилось, быстро терял интерес и переключался, сейчас ходит с большим удовольствием и стал более усидчивым. Появилась обращённая речь, просьбы, улучшилось понимание. Улучшилось поведение. Словарный запас расширяется с каждый днем и все это благодаря педагогам, которые работают сообща и нацелены на результат. Спасибо большое нашим волшебницам!!! Любови Зотовой, Светлане Исаковой, Ольге Кузнецовой, Юлии Ериковой, Наталье Рогозиной, Александре Стрюковой, Мадине Слобода

ВСЕ ОТЗЫВЫ