Аутизм

Аутизм

Аутизм — это не одно заболевание, а группа расстройств психологического развития, которая характеризуется совокупностью нарушений социального взаимодействия, речи и стереотипного поведения.
Аутизм диагностируется при наличии триады нарушений:
нарушение социальных контактов и коммуникации, отсутствие фантазии и воображении в игре, повторяющееся поведение.
Остальные признаки, такие как отсутствие указательного жеста, эхолалия, выкладывание предметов рядочками, избирательность в еде могут наблюдаться и при других нарушениях развития.

Общие сведения

Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться — от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Коррекция аутизма длительная, комплексная, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.

Первые признаки аутизма проявляются в возрасте до 2х лет. В первую очередь это отсутствие совместного внимания, когда ребенок взглядом не разделяет со взрослыми эмоционально значимых событий.

По подсчётам ВОЗ, аутизм диагностируют у 1 из 100 детей, а по оценкам Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) на 2022 год — у 1 из 44 детей до 8 лет.
У мальчиков РАС возникает почти в 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины

Причины возникновения аутизма доподлинно не известны, потому как механизм, согласно воззрениям современных теоретиков, имеет множественный характер. Это не чисто психогенное заболевание. Оно имеет и органические особенности, подспудно присутствующие у всех без исключения пациентов. Потому все провоцирующие факторы делятся на две группы.

Органические причины

Определяются структурными изменениями в церебральных структурах. Таковые развиваются зачастую ещё во внутриутробном периоде. Причин тому несколько:

1

Воздействие ионизирующего излучения на организм матери и плод

Причина в длительном проживании в регионах с неблагоприятной радиационной обстановкой. В России к таковым относятся Ивановская, Брянская, Свердловская области. На Украине — Киевская область. Есть такие области и в других регионах планеты. Это не ключевой фактор, но один из ведущих.

2

Высокий уровень электромагнитного излучения

От него трудно избавиться в условиях современного мира. Все электроприборы продуцируют электромагнитные импульсы. Но особенно рискуют пациенты, проживающие недалеко от электростанций. Бытовые приборы не способны коренным образом повлиять на состояние ребенка.

3

Инфекции в период вынашивания плода

Особенно, если они еще до рождения передаются ребенку. Особую опасность несут венерические агенты, вроде гарднерелл, трихомонад, хламидий, гонококков, тем более сифилитических спирохет. Большую негативную роль играют герпетические агенты: второго типа, третьего типа (Варицелла-Зостер), четвертого и пятого типов (Эпштейна-Барр и цитомегаловирус соответственно), шестого типа; вирус папилломы человека, а также некоторые другие. Есть данные о высокой психопатологической активности паразитов-токсоплазм, что пока не доказано.

4

Тяжело текущая беременность с выраженным токсикозом

Особенно, при первой беременности после 30 лет, к моменту постепенного снижения уровня гормонов. Также нарушения процесса гестации наблюдаются при иммунологической несовместимости матери и плода. В такой ситуации помимо аутизма возможно формирование выраженных расстройство со стороны церебральных структур, сердечнососудистой системы. Велика вероятность отставания в умственном и физическом развитии, тяжелой инвалидности при рождении.

5

Тяжёлые роды

Гипоксия плода в момент рождения. Неграмотные действия акушеров-гинекологов и медицинского персонала, затяжной характер разрешения гестации. Это факторы одного порядка, часто они соседствуют друг с другом, создавая катастрофическую картину для организма ребенка. Нарушение кислородного обеспечения сказывается на работе церебральных структур. Вероятно их повреждение.

Неорганические причины

Среди неорганических причин можно назвать функциональные расстройства со стороны головного мозга. Перечень провоцирующих факторов такового широкий. Обычно речь идет о приобретенных моментах, вроде снижения качества трофики головного мозга, недостаточного кровообращения на фоне тяжелых заболеваний позвоночника и прочих.


Помимо названных причин, одним из ключевых факторов органического характера считают отягощенную наследственность. Согласно исследованиям, у тех, у кого в роду был человек с диагнозом или фрагментарными нарушениями аутистического спектра, вероятность развития расстройства составляет от 7 до 12% и выше. Косвенным образом роль генетического фактора подтверждается на примере близнецов. При развитии аутизма у одного, с 90% вероятностью то же нарушение обнаружится и у другого. Также у людей, имеющих диагноз аутизм, был обнаружен один и тот же ген. Как полагают ученые, склонность к нарушению кодируется группой генов, которые только будут обнаружены.


До этого было сказано только о врожденных формах расстройства. Но аутизм может быть и фенотипическим явлением. Приобретенный аутизм становится итогом развития эпилепсии, опухолей головного мозга и объемных кистозных образований, инфекций церебральных структур, также нарушения подобного плана входят в структуру синдромов органических психозов, особенно шизофрении и патологий, примыкающих к ней.


Выявление причин не имеет большого смысла в контексте врожденного отклонения. Потому как устранить подобные расстройства обычно невозможно. Зато информация используется для исследования механизма и разработки ранней профилактики.

Диагностика

На какие особенности обращать внимание родителям?

1

Нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации:

  • неспособность ребенка использовать зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и позу для регуляции социального взаимодействия (малыш не смотрит в глаза при обращении к нему);
  • сниженные заинтересованность и способность поддерживать взаимодействие со сверстниками и взрослыми (никогда не играет с друзьями или взрослыми в общие игры);
  • недостаточная или отсутствующая реакция на обращенную речь и имя (когда зовут по имени, никогда не отзывается; у родителей часто возникает подозрение о нарушении слуха у ребенка);
  • неспособность долго удерживать внимание на том, во что вовлекают ребенка взрослые;
  • ребенку неприятны прикосновения, он не разрешает до себя дотрагиваться;
  • отсутствие смущения или избыточная тревога при всем новом (не любит новые места, новых людей, забивается в угол или ищет выхода, чтобы вернуться в привычную обстановку);
  • однообразные сценарии в общении (стандартные фразы без эмоций, чтобы сообщить о своих желаниях);
  • задержка речевого развития: ребенок повторяет одни и те же вопросы, слова, не поддерживает и не начинает беседы или говорит в основном на интересные ему темы; отсутствует лепетная речь, как и «гуление» в возрасте до года.
2

На стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения.

  • необычные интересы — изучение движущихся предметов, увлечение узкими темами (интерес только к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов);
  • выраженные проблемы переключения внимания, поведение со стремлением к постоянству (спокоен, только если складывает буковки в слова; предложите сделать это с цифрами — крик и требование все вернуть назад);
  • повторяющиеся движения, например, раскачивание, взмахи руками, потирание ладоней, вращение пальцами рук.

Коррекция

Лечится или нет аутизм? На уровне современной медицины тотальным образом повлиять на состояние возможности нет. Часто не удается скорректировать расстройство вообще. Эффективных методик не существует.
Возможно применение медикаментов. В основном это антидепрессанты с мягким эффектом, чтобы нормализовать эмоционально-волевую сферу. Применение нейролептиков требуется в крайних случаях. Транквилизаторы вроде Диазепама назначаются в минимальных дозировках при развитии агрессии, склонности к девиантному поведению. Для длительного применения транквилизаторы не подходят.

Основная коррекция аутизма психолого-педагогическая.
Ведущей техникой коррекции аутизма во всем мире признан Прикладной анализ поведения (АВА).
Сопутствующие коррекционные методики это кинезотерапия, сенсорная интеграция и нейрокоррекция, занятия с логопедом и дефектологом.

Прогноз и профилактика

Можно ли избежать аутизма? Избежать заболевания невозможно, потому как нет четкого понимания механизма развития. Единственное, что можно сделать — минимизировать влияние негативных факторов. Это касается беременной женщины, будущей матери. Рекомендуется отказаться от курения, спиртного. Избегать избыточной физической активности, стрессов (по возможности), скорректировать рацион, лучше под контролем врача. Еще на этапе планирования беременности стоит санировать все очаги инфекционного поражения, чтобы снизить риски заражения плода.


Но, на этапе планирования беременности пара может пройти синхронное сравнительное секвенирование. Исследование оценивает генетический материал будущих отца и матери на риск носительства каких-либо наследственных заболеваний.

Во время беременности наличие крупных хромосомных нарушений, в том числе тех, что вызывают РАС, можно проверить при помощи неинвазивного пренатального тестирования (НИПТ).


Прогноз зависит от массы факторов. Роль играют такие моменты:

  • Возраст развития отклонения.
  • Форма патологического процесса. Его разновидность. Низкофункциональные формы имеют изначально худшие перспективы восстановления.
  • Уровень интеллекта.
  • Сохранность речевой функции, развитие вербальных навыков.
  • Коррекция аутизма и ее характер. Без лечения болезнь сохранится на протяжении долгого времени. У взрослых пациентов, не получавших терапии ранее, вероятность восстановления существенно ниже. Прогноз сравнительно негативный.
  • Склонность к самостоятельности.
  • Расширение сферы интересов человека после проведенной терапии.
  • Облегчение социальных коммуникаций.

Практика показывает, что сразу же оценивать перспективы нельзя почти никогда. Промежуточные итоги подводят после проведенного комплексного лечения. Согласно обобщенным выкладкам, вероятность достижения стойкой ремиссии и полноценного функционирования в социуме составляет около 25%. То есть не более четверти людей удается достигнуть условного восстановления базовых функций. В такой ситуации диагноз спустя несколько лет снимают, но это не означает излечения. Люди с аутизмом продолжают существовать с диагнозом на протяжении всей жизни.

Что касается вторичных форм, когда расстройство входит в состав синдрома. Большая часть психотических расстройств шизофренического спектра имеют неблагоприятный прогноз. Аутизация — закономерная часть так называемого дефекта. Он сохраняется постоянно и с течением времени без лечения усугубляется. Заболевания головного мозга не так очевидны в плане перспектив.

Как мы работаем с детьми с аутизмом в нашем центре

01

АВА терапия

С помощью методов АВА педагоги формируют учебное поведение детей с аутизмом, обучают необходимым навыкам, таким как имитация, навык просьбы, наименование предметов, построение фразы, ответы на вопросы, игровая деятельность, коммуникация, комментирование.

02

Сенсорная интеграция

Занятия идут в специально оборудованной среде, где есть возможность максимально задействовать сенсорные системы: вестибулярную, тактильную, проприоцептивную, зрительную, слуховую.

03

Групповые занятия и коммуникативная группа

Объединяя несколько детей в группу, мы подбираем игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных навыков.
Чем сложнее нарушение, тем больше требуется времени и ресурсов, чтобы его компенсировать.

04

Интенсив курс

Интенсив курс представляет собой проведение нескольких занятий в день, от 2-5, в течение месяца. С ребенком каждый день работают поочередно несколько специалистов: логопед, нейропсихолог, АВА терапист, дефектолог.
Интенсив курс дает хорошие результаты благодаря именно интенсивной и комплексной работе с ребёнком!

Отзывы родителей мотивируют нас работать ещё лучше!

О
Оксана Сидорова
5 Декабря 2022

Мария Аркадьевна Никитина отличный специалист. Прогресс по обучению на лицо! Моим детям нравится у нее заниматься и часто спрашивает, когда будет следующее занятие! Особенно, нравится младшему (3,5 года)

Е
Екатерина Гребнева
4 Декабря 2023

Ходим заниматься в центр на касимовском шоссе 57,очень нравится.Обратились за помощью по запуску речи,сыну на тот момент было 2,8. Педагог у нас Ирина Кошелева.Просто замечательная!Сын в восторге,идет на занятия с радостью!🥹Ну и я,соответственно,тоже.Прогресс ощутимый,сын начал стараться говорить,складывать слова во фразы и предложения.Спасибо центру🤍

Л
Любовь Кудашева
7 Декабря 2023

Хочу сказать огромное спасибо Марии Валерьевне. Это профессионал с большой буквы! Занимаемся год в этом центре, ребенок с удовольствием ходит на занятия и ждёт их. Пришли мы с задержкой речи и сейчас у нас огромный прогресс, который отметил и наш невролог. Занятия разнообразные и эффективные! А Мария Валерьевна очень отзывчивый и чуткий специалист!!! Спасибо большое ❤️

Е
Екатерина Блохова
25 Декабря 2023

Занимаемся с Надеждой (Интернациональная, 18) с февраля прошлого года. Сначала ставили звуки, которые ребенок не мог нормально произносить: р/л/ш/щ/ч и др. В июле завершили курс. Т.е. за 6 мес Надежда научила моего сына правильному произношению звуков. Сейчас продолжаем ходить к Надежде, занимаясь подготовкой к школе. За 2 мес она научила моего сына читать слова! Плавно переходим к предложениям. Спасибо большое центру М.Черняк и лично нашей любимой Надежде!!! Это самый лучший педагог и друг моего Захарки!!

Я
Яна Андриянова
22 Декабря 2023

Добрый день! После консультации невролога моей дочке в 3,5 года были назначены занятия с логопедом для запуска речи) я по отзывам нашла ваш центр и не ошиблась! Мы попали к потрясающему специалисту Лилии Лопатиной. За почти пол года занятий, словарный запас дочки заметно расширился, она строит сложные предложения и рассказывает что с ней происходило в саду 😀 на занятия бежит с удовольствием. Огромное спасибо нашему преподавателю Лилит Владимировне за грамотный подход, интересные занятия и налаживание контакте с ребёнком 👏🏽👏🏽👏🏽

A
Almira Gilyazova
26 Ноября 2023

Хочется всем педагогам центра на Касимовском шоссе 15 к.2 сказать огромное спасибо за их труд, самоотдачу и терпение. Мы занимаемся с 5ти лет и жалеем что не узнали раньше про центр. До занятий у нас отсутствовал зрительный контакт, сейчас мы смотрим в глаза. Поначалу Ярославу заниматься не очень нравилось, быстро терял интерес и переключался, сейчас ходит с большим удовольствием и стал более усидчивым. Появилась обращённая речь, просьбы, улучшилось понимание. Улучшилось поведение. Словарный запас расширяется с каждый днем и все это благодаря педагогам, которые работают сообща и нацелены на результат. Спасибо большое нашим волшебницам!!! Любови Зотовой, Светлане Исаковой, Ольге Кузнецовой, Юлии Ериковой, Наталье Рогозиной, Александре Стрюковой, Мадине Слобода

ВСЕ ОТЗЫВЫ